Статистика |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
Главная » 2009 » Ноябрь » 19 » Велес (Волос). Подборки из интернета.
11:20 Велес (Волос). Подборки из интернета. |
Она любила своего грозного мужа, любила своих детей и только и мечтала, как бы убежать от похитителя.
ПОХИТИТЕЛЬ ЧУЖОЙ ЖЕНЫ Еще в незапамятные времена, до того как сделаться «скотьим ботом» на земле, Велес пастушествовал в небесах. Он гонял по синему своду стада облаков, играл на свирели, которую некогда изладили для него сыновья бога ветра Стрибога, и распевал песни о великих деяниях, кои дано свершить богам и людям.
А у громовержца Перуна, небесного владыки, была красавица-жена - богиня добра и красоты Лада. Вместе с Перуном она родила детей: Леля, Дида и Ладо, - но оставалась вечно юной красавицей. Ее золотоцветные волосы были убраны жемчугами, одежда изукрашена богатым шитьем и драгоценностями. По всей земле стояли святилища Лады с ее статуями.
Белес давно зарился на красавицу Ладу, но боялся Перуна. Однако чуть, бывало, повеет теплом, чуть вылетят из райского сада Ирия жаворонки, неся на землю весну, начинает хмель любви бродить в теле небесного пастуха! Не в радость ему мирная жизнь, не в радость небесные красоты. Хочется потешить буйную плоть!
Не в силах с собой справиться, Белее улучил миг, когда Перун отвернется, - и похитил красавицу Ладу.
Что тут содеялось в небесах! Черные грозовые тучи - передовое воинство Перуна - стремглав понеслись к жилищу Белеса, чтобы испепелить его молниями, убить громами. Но тот заиграл на чародейной свирели братьев-ветров - и на пути Перуна встала неодолимая стена встречного ветра.
Стрибог сурово бранил своих легкомысленных сыновей, давших в руки Белеса такое сильное оружие против верховного бога. А Белес наслаждался своей безнаказанностью и смеялся над обманутым громовником.
А между тем Лада, которая была богиней не только любви и красоты, но и счастливого супружества, очень горевала в плену. Она любила своего грозного мужа, любила своих детей и только и мечтала, как бы убежать от похитителя. Но разве убежишь, если стада облаков стерегут каждый твой шаг! Разве убежишь, когда стоит Велесу заиграть на свирели, как ветры встают на твоем пути! И задумала Лада украсть эту свирель.
Она подольстилась к Велесу, начала петь для него, танцевать. Ах, каким теплом повеяло в это время на земле и в сердце влюбленного бога! Но когда Белес уснул, разнеженный, Лада схватила волшебную свирель и с такой силой отбросила ее прочь, что свирель улетела на землю и рассыпалась на тысячи обломков. Из них, между прочим, выросли тростник и камыш, из которых люди с тех пор и начали делать свирели да простенькие дудочки.
В то же мгновение ветры перестали слушаться Белеса и склонились перед молниями Перуна. Громовержец прорвался в жилище Белеса и рассек своей молнией дерзкого похитителя, а тело его яростно разбросал по лону земли.
Увидав, как жестоко наказан Белее, добросердечная Лада горько заплакала, и слезы ее теплым дождем пролились на землю. Растаяли остатки снега, зазеленели травы в полях и лугах, оделись листвою леса, а кое-где расцвели синие, точно небеса, цветочки. Это были слезы Лады по Велесу, которого она жалела и никак не могла забыть. С тех пор цветы эти и называются - незабудки.
Пожалел суровый Перун красавицу-жену и дал ей слово вернуть Белеса. Но не сразу, а спустя несколько месяцев, когда утихнет гнев громовержца и когда настанет время укутать землю на зиму снегом. А пока пусть поживет на земле.
Но все-таки Перун не хотел, чтобы жена все это время смотрела вниз, на землю, и любовалась красавцем Белесом, а потому обратил его в медведя.
С тех пор так оно и повелось. Лето Белес проводит на земле, в лесу, в образе медведя, украдкой помогая людям пасти их стада и оберегая коровушек от диких зверей: недаром зовется он «скотьим богом», покровителем пастухов. Все это время стада облаков в беспорядке бродят по синим небесным пастбищам - именно поэтому летом куда больше облаков, чем зимой.
Осенью, когда птицы улетают в теплый Ирий-сад, они уносят с собою Белеса, вновь принявшего свой обычный облик. В это время подлинные медведи залегают в берлоги на зимнюю спячку.
В небесах Белее приносит Перуну клятву верности и собирает свои разгулявшиеся стада. Но весной все начинается сызнова! Вновь кровь буйствует в жилах Белеса, вновь похищает он Ладу, а грозный Перун рассекает его молнией и сбрасывает с небес на землю. Так вершится смена времен года.
П. БУТУРЛИН. ВЕЛЕС
Я - Белес, мирный бог. Меж спящих стад дозором Незримый я хожу, чтоб отвращать недуг И чары хитрых ведьм, пока дымится луг И звезды ночь пестрят серебряным узором. Когда исчезла мгла перед Дажьбожьим взором, Там рею ветерком, где человека друг, Спокойный добрый вол, влачит тяжелый плуг, - И доблестным его любуюсь я позором. Иль от коров порой я пастуха маню Под зыбкий свод ветвей - и тихо запою... Он думает: под ним листва шумит лесная; Но песенки мои таинственной мечтой В душе его звенят, и он поет, не зная... И вещие слова хранит народ родной. _________________________>_____________________________________________ Велес, или Волос, - славянский «скотий бог», второй по значению после Перуна, олицетворение хозяйской мудрости. I В раннем своем воплощении, еще в палеолитической древности, Белес считался звериным богом и принимал облик медведя. Он был покровителем охотничьей добычи, «богом мертвого зверя». Это в его честь до сих пор рядятся в звериные маски и тулупы на Святки и на Масленицу: в прежние времена в эту пору отмечали комоедицы - праздник пробуждения медведя, или Велесовы дни славянского языческого календаря. Такое понятие - умирающий и возрождающийся бог - существует в мифологии многих народов. Это Адонис в Греции, Таммуз или Думузи в Персии и т.д. Все мифы о них связаны с оживлением природы весенней порой. Кроме того, наш славянский Белес, безусловно, родствен греческому Дионису или римскому Бахусу (Вакху) с их любовью к плотским радостям, игрой на свирели и покровительством всяческому веселью. В свите этих богов непременно были дикие звери и домашние животные - совершенно как у Белеса. С почитанием Белеса, или Волоса, у славян связано возникновение самого слова «волхв», однокоренного со словом «волохатый». Обычно оно переводится как волосатый, косматый, кудлатый. А вот в древности «волохатый» означало - почитаемый богом Волосом, не подлежащий убиению. Исполняя ритуальные танцы, служа требы богам, волхвы порою надевали на себя звериные шкуры, чтобы уподобиться превращенному в медведя Велесу. В бронзовом веке, в пору пастушьих переселений, Велес-медведь сделался в народном сознании покровителем домашних животных и богом богатства - «скотьим богом». В древнем Киеве кумир его стоял на Подоле, в нижней части города, и пользовался величайшим почитанием наших далеких праотцев-славян. Чествовали его в самом начале недели: день Веле-са - понедельник. Н.М. Карамзин в «Истории государства Российского» пишет, что о Волосе упоминается еще в договоре вещего Олега с греками. Именем Волоса, так же как и Перу-новым именем, «клялися россияне в верности, имея к нему особое уважение, ибо он считался покровителем скота, главного их богатства». В древности в память о Велесе существовал такой обычай: первую борозду по весне проводил медведь, запряженный вместо лошади в соху: это обеспечивало щедрый урожай. Когда же наступала хлебная жатва, жницы отправлялись в поле с песнями. Одна из них, захватив рукою пучок колосьев, закручивала их на корню, а потом заламывала в сторону: «завивала Волосу бородку». Этот закрут оставался в поле несжатым до следующей пахоты. Кое-где завивают Волосу бородку и по сей день, только иногда называют его Житным дедом. Бога Белеса в древности воображали в виде красивого молодого человека, облаченного в шкуру наружу мехом, перехваченную широким кожаным поясом - «чересом». На поясе висел калита - кожаный кошель. В калите Белес хранил земные блага, а в чересе - духовные. Спускаясь на землю, Белес бродил от дома к дому, жалуя людей своими дарами, особенно вступаясь за бедных и сирых (не отсюда ли пословица: «За сиротою - бог с калиток» - в том значении, что бедняков бог порою наделяет высокими духовными качествами и талантами?). На небесах Белес пас свои неисчислимые стада, варил небесный мед, разводил пчел и занимался разными ремеслами. Если небесным кователем-кузнецом был Перун, давший людям навыки в обращении с огнем, то Белее научил их ремеслам. Был Белес не только звездным пастухом, но также покровителем путешественников, музыкантов и певцов, как искусный свирельщик. Белее слыл великим врачевателем, силе которого подчинялись травы. О том, сколь великое уважение питали наши предки к Велесу, говорит стародавний обычай цедить рождественское пиво (солноворот был его днем и праздником) через шерсть, а гадая на суженого, девушки не только лили воск, но и сжигали охапку сена или клок шерсти, по игре теней пророча будущее. К числу древнейших относится и гадание по брошенной в огонь бараньей шкуре - непременно с шерстью на ней. Волхвы бросали в пламень кости, вытаскивали их еще не обгорелыми и толковали огненные пятна на них как волю бога. Все это - следы поклонения Велесу-Волосу. Считается также, что Белес - прародитель великанов: волотов, велетов, ведь слово «ве-лий» означает большой, великий. Вообще этот бог был особенно благосклонен к богатырям и всем людям, наделенным высоким ростом, большой физической силой. Имя Велеса-Волоса доныне сохранилось в славянских землях в таких названиях, как Веле-сова гора, Волосова долина. В средние века, с приходом христианства, Белее соединился в народном сознании со святым Власием - покровителем домашнего скота. Его день отмечается 11 февраля по старому или 24-го - по новому стилю.
Источник: http://www.peterlife.ru/f>unofficefolk/russian-fol>k-legends-048.htm
|
Категория: Новости |
Просмотров: 273 |
Добавил: muchand
| Рейтинг: 0.0/0 |
|
|
|