Пятница, 29.03.2024
Мой сайт
Меню сайта
Категории раздела
Новости [431]
Мини-чат
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 4
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » 2010 » Июнь » 18 » Без заголовка
14:43
Без заголовка
Государственная политика по противодействию нелегального оборота денежных средств тесно связана с банковским сектором, так как легализация доходов на практике чаще всего производится при помощи банковских инструментов как физическими, так и юридическими лицами.Кудрин отмечает рост числа случаев отмывания средств российскими банками в условиях кризиса: №Сейчас, анализ, который у нас есть в части теневого оборота, показывает, что особенно в периоды кризиса отмывание увеличивается» .











Глава 1
1.1.
В настоящее время преступления в финансовой сфере недостаточно изучены с точки зрения экономической теории .
В целях эффективного противостояния нелегальной сфере экономики необходимо понять мотивацию к подобной деятельности. Ученный из блаблауниверситета Дэвид Лонсбери в результате своих исследований выявил три причины любого преступления с точки зрения воздействия экономических реалий, в том числе экономического:
• жадность;
• вожделение;
• нужда.
Такие свойства человека, жадность и вожделение, существуют перманентно вне зависимости от состояния экономики, в то время как нужда вовремя кризисов всегда увеличивается. Согласно теории, разработанной М.В. Каратаевым , преступник всегда взвешивает риски и возможные приобретения в результате свершения преступления: если потенциальный доход ниже определенного уровня, он может отказаться от нарушения закона. Поэтому чем глубже кризисные явления – тем больше шансов на переход от легальной деятельности к незаконной.
Интерес научной общественности к изучению теневой экономики и решению проблем, возникающих в связи с этим явления, в России возник не так давно, а именно с конца 70х годов 20 века. Исследование данной области экономики затрудняется, прежде всего, многообразием подходов к оценке размеров теневой экономики и ее структуры. На данный момент в Российской Федерации используются следующие подходы:
1. формально-правовой подход;
2. учетно-статистический подход;
3. экономический подход.
Для разработки методик измерения каких-либо явлений необходимо четкое определение того, что подлежит измерению. Но зачастую (невозможно из дл статьи). Сопоставление полученных результатов между разным странами не всегда возможно в силу того, что то, что незаконно в одной стране, в другой может быть легально.
Рассвет исследований в области измерения теневой экономической деятельности в мировом экономическом сообществе прищелся на 80-90е года XX века. В этом направлении известны работы Ж. Вилара, Б. Фрея, В. Танзи, Ф. Шнейдера, Ф. Бартелеми , главной проблемой предлагаемых методик оценок было отсутствие учета уже внесения части теневого производства, распределения и потребления в ВВП.
Еще одной трудностью было не соотнесения результатов исследований с системой национальных счетов, попытки осуществления соотнесения проводись либо экспериментально, либо при серьезных ограничениях. Наличие затруднений в исследованиях привело к существенным различиям в направлениях и результатах исследований даже в рамках одной страны.
Российская школа начинает свое развитие с 80х годов XX века и связана с именами М.И. Николаевой, А. Пономаренко, П. Ореховского, Т. Хоменко, Э.Ю. Чуриловой и многих других. Особенностью русской школы была попытка применения макростатистического подхода и использование методологии национального счетоводства.
Интерес к определению масштабов ненаблюдаемой экономики возрос в конце XX века по причине стремительных темпов развития и ,как следствие, угрожающих последствий этого сектора экономики.
Тимошкин А.В. помимо легальной и неформальной экономики и выделяет скрытую (теневую) экономическую деятельность, под которой понимается экономическая деятельность, законодательно разрешенная, но частично приуменьшаемая или полностью сокрытая от официального учета и, следовательно, от контроля, и нелегальную (криминальную) экономику, в которой уже сами виды деятельности запрещены, и производство и перераспределение товаров и услуг уже само по себе противоправно.
Последние два вида имеют дестабилизирующие действие для экономики в силу следующих особенностей:
• перераспределение доходов в пользу элитной группы;
• сокращение налоговой базы;
• снижение конкурентоспособности легальной экономики;
• утечка капиталов за границу;
• невозможность точной оценки размеров этого явления приводит к появлению ошибок при принятии управленческих решений государством, следствием чего являются нежелательные последствия в экономической и социальной сфере.
Таким образом, необходимо учитывать скрытую часть экономики для выбора верной стратегии финансовой и денежно-кредитной политики.
Применение сплошных методов статистического анализа затруднено, прежде всего, из-за наличия длительных временных лагов от появления сведений о нелегальной деятельности до проведения расчетов и получения результатов.
Использование сплошных статистических методов подразумевают большие, чем выборочные методы, материальных и трудовых затрат на сбор информации, предполагают меньшую достоверность данных и снижение оперативности получения результатов.
В связи с этим привлекательным становятся выборочные и другие методы анализа, так как именно они позволяют оперативно собрать и обработать полученную информацию об отдельных видах нелегальной экономической деятельности.
Для рационализации принимаемых решений в целях стабилизации рыночной ситуации необходим учет ненаблюдаемой части экономики. Так как неучтенный сегмент экономики затрудняет принятие решений, основанных на применении мультипликаторов налогов, государственных расходов и сбалансированного бюджета, в части последствий, поэтому для целей корректировки этих и многих других показателей необходимо ввести некий показатель, например, мультипликатор теневой экономики.
Этот показатель доведет государственное вмешательство в экономику до уровня разумно-необходимого и максимально снизит негативные социальные последствия для общества. Проблематика расчета этого показателя связана с отсутствием согласованной оценки размеров теневого бизнеса.
При определении стоимости компании оценщики используют несколько методов и проводят согласование по результатам, выходя на некую объективную стоимость. Применительно к оценке теневого сектора множественность существующих и применяемых подходов к определению масштабов срытого сегмента не только не согласуется (это невозможно в силу разных источников статистических данных – официальных и неофициальных, и труднодоступности информации), но и результаты расчета по одному методу принимаются как истина. Именно поэтому оценка теневого бизнеса на 2002 год разница от 18% ВВП по официальным данным до 25-40% ВВП и даже до 98% ВВП по неофициальным данным, что не может соответствовать действительности.
Многие специалисты среди причин возникновения теневой экономики связывают с налоговым прессингом государства, что ведет денежные потоки в другие страны. Само теневое производство, распределение и потребление редко работает в рамках только одной страны, тем самым экономики стран тесно связываются теневыми сетями. Действие этих процессов обуславливают борьбу с ними не только в страновом, но и мировом масштабах.
Для повышения качества противодействия необходимо не только согласованное международное сотрудничество, но и грамотная самостоятельная борьба отдельного государства.

1.2. Эволюция государственного контроля в России
Для того чтобы оценить разумность государственного финансового контроля Российской Федерации необходимо исследовать его эволюцию. В этом анализе необходимо обнаружить возникавшие проблемы и дать оценку принимавшимся мерам для их решения.
До XV века рост торговли и развитие денежного обращения доходы Древнерусского государства неразрывно связывались в данью – изначально военной контрибуцией, котаяв последсвии приобрела денежную форму




1.3. Современный этап и проблемы международного сотрудничества.
Государственная политика по противодействию нелегального оборота денежных средств тесно связана с банковским сектором, так как легализация доходов на практике чаще всего производится при помощи банковских инструментов как физическими, так и юридическими лицами.
На современном этапе международное сотрудничество играет все большую роль для Российской Федерации в силу более совершенного законодательства и наличия большего опыта в борьбе с данной проблемой. Например, в США процесс усиленной государственной борьбы и начался с 20х годов XX века, когда в связи с введением «сухого закона» резко возросла организованная преступность.
Существует классификация стран по их отношению к «отмыванию» денег, разработанная А.Г. Корчагиным и А.В. Кушниренко . По ней страны разделяются на 3 группы:
• страны, вступившие в активную борьбу (США, страны ЕС);
• страны «финансового рая» – оффшорные территории;
• иные государства с недостаточно эффективным финансовым контролем.
К последней группе относится Россия, прежде всего это обусловлено достаточным несовершенством законодательства. Таким образом, основной целью развития международного сотрудничества в области противодействия легализации доходов полученных преступным путем становится совершенствование законодательства в этой сфере, а также методов и рычагов воздействия на теневой сектор экономики.
Для реализации этой цели необходимо учитывать:
1. рекомендации ФАТФ (FATF) - 40 рекомендаций по борьбе с отмыванием незаконно полученных доходов. На основе этих рекомендаций был принят Закон №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», который позволил выйти из так называемого списка ФАТФ.
2. Руководство по противодействию отмыванию денег Национальной банковской комиссии Мексики, которые описывают 46 признаков отмывания денег .
3. Программа «Знай своего клиента», основными предложениями которой являются:
Установление личности всех клиентов;
При открытии личных счетов необходимо обращать внимание на следующее: точное место жительства клиента, источник средств, используемый для открытия счета, проверка предыдущей финансовой деятельности клиента;
При открытии счетов предприятий требуется: проверять юридический статус, название коммерческих предприятий в отчетные органах, источник средств;
Обращать внимание на проведение клиентами ссудных операций, которые в последнее время широко используются в качестве отмывания денег;
Проверять бухгалтерию и электронные переводы клиентов.
4. И многие другие программы и разработки. whoul.ru
Такие меры затрудняют процесс легализации денежных средств. В противовес государственному противоборству путем обнаружения незаконных сделок и средств субъекты теневого сектора экономики стремятся создать свои препятствия посредством сокрытия истинного владельца и источника денежных средств путями, которые практически невозможно проследить. Между государством и субъектом теневого бизнеса ведется некая взаимозапутывающая игра. Главной целью становится усложнение деятельности соперника. Графической интерпретацией этой ситуации станет
График ценовой борьбы

Такое взаимоусложнение процессов ведет к возрастанию издержек на осуществление транзакций с нелегальным оборотом денежных средств в силу ужесточения наказаний и совершенствование законодательной сферы, увеличение трансанкционных издержек государства на корректировку систем контроля с учетом новшеств со стороны теневых субъектов. Так санкциями различных стран за «отмывание» денег предусмотрены: в США сумма штрафа до $500 000 или двойная стоимость имущества, использованного в сделке, максимум лишения свободы – 20 лет, в Великобритании – 14 лет, во Франции – 10 лет, в Бельгии и Швейцарии – 5 лет , Россия - ?
Следствием этого является возрастание стоимости легализации нелегальных средств – в США в начале 80х годов XX века комиссия специалиста, осуществляющего легализацию, составляла 6% от отмываемого объема, а к концу 90х годов XX века уже достиг 25-28% . К концу первого десятилетия XXI века стоимость нелегальной транзакции на Западе доходит до 40-50% от суммы сделки, когда в России этот показатель всего лишь 1,5-5% . Графически кривая таких затрат имеет восходящий характер для всех участников подобных отношений.
График 1
«Усложнения процессов»

Законодательство РФ в сфере банковской деятельности в качестве таких мер предусматривает исполнение Федерального закона №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и Положение Банка России « 262-П «Об идентификации кредитными организациями клиентов и выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Основными сферами регулирования 115ФЗ являются: мин суммы, правила внут контроля, требования к работникам внут контроля, и т.д.
С др стороны ФЗ о банках и банковской деятельности также регламентирует потиводействие легализации но косвенными мерами: лицензирование деятельности банков, требование в части мин размера уставного капитала.
Применяемые государственные меры достаточно эффективны и при их развитии и совершенствовании возможна полная победа над отмыванием денежных средств. И именно международное сотрудничество способствует повышению качества противодействия.
Но через некоторый длительный промежуток времени может возникнуть парадокс. Примем допущение:
• размер теневой экономики можно четко определить как количественными, так и качественными показателями;
• в процессе международного обмена опытом удалось создать совершенную законодательную систему (что не представляется возможным с точки зрения теории трансакционных издержек по причине неполных контрактов в большей степени с издержками ex-ante) в сфере отмывания доходов, полученных преступным путем.
При условии тесного и эффективного межстранового сотрудничества российская законодательная система в этой области достигнет мирового уровня, но так и не сможет избавиться от теневого сектора экономики в области отмывания денежных средств, как другие страны. Этот парадокс легко объясним спецификой российской легализации доходов, в которой «в большинстве случаев происходит загрязнение, а не отмывание денег (В. Тутыхин – прим. Автора)» .
Отмывание денег прежде всего подразумевает нелегальность источника денежных средств, в частности от запрещенных видов деятельности. Существует несколько моделей отмывания денег, самой распространенной из которых является трехфазовая модель . Каждая фаза подразумевает реализацию определенной цели:
1 фаза введение «грязных» наличных денег в легальный оборот;
2 фаза отделение от источника происхождения путем проведения многочисленных комплексных финансовых операций;
3 фаза новая история происхождения средств, ввод денежной массы в безналичный денежный оборот и интегрирование в легальные производительные сектора экономики.
В результате преступные доходы отмываются.
В России же подобные транзакции по отмыванию малозначительны в сравнении с мировыми масштабами. Можно сказать, что происходит процесс, обратный отмыванию – легальные денежные средства на счетах в большинстве случаев обналичиваются в «черный нал» («загрязнение» денег) либо осуществляется незаконный перевод с целью ухода от налогообложения (транзит).
Таким образом, реальная борьба с реальными проблемами, ограничивается международным сотрудничеством в противодействие отмыванию денег, но «отмывания в России практически нет» . И проблемы уклонения от налогов не получают должного внимания со стороны органов, осуществляющих противодействие, и СМИ, а ведется ложная борьба с целью корректировки имиджа страны в международном сообществе.
В соответствии с российским законодательством уполномоченным органом по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем, является Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг), в сфере банковского контроля эту функцию частично выполняет Банк России.
В большинстве стран с борьбой «оптимизации налогов» занимаются налоговые службы, что эффективно помогает устранять данную проблему. Несмотря на широкое, в сравнении с прочими экономическими преступлениями, распространение в России схем по уклонению от налогообложения, налоговые службы не производят мониторинг, осуществляя только последующий контроль, то есть работают не наравне с ЦБ и Росфинмониторингом, что значительно снижает эффективность принимаемых законодательных решений.
По поводу этого дисбаланса в исполнительной власти ряд специалистов, в частности, Быченко Е.Г. замечают, что при подключении к этому процессу других ведомств (Федеральной налоговой службы, Федеральной таможенной службы, Федеральной службы по финансовым рынкам и пр.) и тесном взаимодействии этих структур возможно достижение высококачественной и эффективной системы по противодействию нелегальному обороту денежных средств.
В процессе повышения качества взаимного сотрудничества этих структур более значимым становится аспект эффективности этих институтов.
В 2002 году правительство России приняло 115-ФЗ, что позволило ей выйти из «черного» списка ФАТФ. По данным 2003 года «примерно 10% от всех банковских операций подпадает под определение «подозрительные». Это примерно такой же уровень, как в западных странах» . Следовательно, за год сотрудничества с международными организациями Россия смогла достичь уровня, которого мировое сообщество добивалось несколько лет. Это может говорить об исключительной эффективности принятых мер либо о стремлении достичь тех же показателей формально. Последнее предположение значительно вероятней. Следовательно, причиной неэффективной работы этих органов является их устаревание. Институциональная теория предусматривает несколько способов преобразований:
• реставрация институтов;
• замещение старых институтов новыми;
• импорт институтов (заимствование институтов);
• достраивание институтов – создание недостающих элементов существующих институтов;
• переадаптация институтов;
• выращивание.
Выбор стратегии зависит от величины трансакционных издержек, для рационального выбора характерно условие: если выгода от преобразованного института превысит величину издержек переключения на выбранный способ преобразования, то решение преобразования целесообразно. Критерием эффективности в этом случае является оправданность роста трансакционных издержек при условии, если удается снизить их удельную величину на одну рыночную сделку или обеспечить общую экономию совокупных издержек.
Высокая роль комплексного подхода к изменениям связана с институциональной ловушкой, при которой при появлении эффективных институтов сохраняются неэффективные институты. В России наличие таких ловушек связывают с избыточной бюрократизацией системы.
Трансформация институтов - достаточно сложный процесс, так как институты находятся во взаимодействии, в этом проявляется свойство их устойчивости обусловленное институциональной матрицей.
Ключевую роль в процессе преобразования этих институтов власти играет взаимообмен информацией.
В условиях глобализации финансовых рынков ценность информации и возможность ее оперативного получения и использования растет не только в коммерческой сфере, но и на разных уровнях государственной власти. В этих целях США, Канада, Австралия, Великобритания создали Центр по обмену информацией об операциях с международными финансовыми центрами , в задачи которого входят меры по:
• избеганию двойного налогообложения и борьбе против уклонения налогов;
• обмену оперативной информацией о схемах «оптимизации налогообложения».
Некоторые другие страны рассматривают вопрос о сотрудничестве с этой организацией. В этих целях Д.А. Лапучина предполагает создание специального банка информации с правом доступа к нему лишь органов безопасности и контролирующие органы различных стран. Для России выгода от сотрудничества велика, но стоит рассмотреть вопрос о создании такого внутреннего центра. Росфинмониторинг проявляет интерес в этой сфере и уже создает внутреннюю базу, доступ к которой получают силовые структуры по запросу.
Выгодой от разработки единого информационного пространства станет ускорение процесса получения информации. Вопрос длительного периода ожидания информации доставляет значительные неудобства и проблемы в решении отслеживания фирм-однодневок, так как «бюрократический процесс занимает недели, за которые преступные группы успевают отмыть достаточно большие объемы «грязных» денег» . Но так называемый «бюрократический процесс» оправдан засекреченностью и огромной значимостью информации и подготовкой различных отчетов, и хотя такая задержка во времени снижает эффективность работы служб, эта мера необходима, но сроки обмена информацией можно и надо сокращать.
Однако же в российской действительности наиболее остро стоит вопрос не о создании информационного банка, а о его наполнении, то есть о недостатке самой информации.

Глава 2.
2.1. Государственный финансовый контроль, его цели и задачи и органы, его осуществляющие
Важным элементом бюджетного процесса является контроль, который обеспечивает эффективность функционирования государственной финансовой системы. Под государственным финансовым контролем понимается система мероприятий по проверке законности, целесообразности и эффективности действий по формированию, распределению и использованию финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении федерального правительства, а также региональных и местных органов власти.
Финансовый контроль призван обеспечивать :
• правильность составления бюджетов различных уровней и их исполнения;
• соблюдение действующего бюджетного и налогового законодательства, правильность ведения бухгалтерского учета, составления отчетности;
• эффективное и целевое использования средств государственного бюджета и внебюджетных фондов; правильность операций с бюджетными средствами на счетах в банках и других кредитных учреждениях;
• выявление резервов роста бюджетных доходов и экономии средств;
• успешную реализацию межбюджетных отношений; эффективное и обоснованное распределение фондов финансовой поддержки регионов;
• пресечение правонарушений в бюджетной сфере, выявление финансовых злоупотреблений и применение наказания к виновным лицам; компенсацию последствий незаконных действий;
• улучшение финансовой дисциплины, проведение профилактической и разъяснительной работы.
Объектом государственного финансового контроля является финансовая система страны. Однако, помимо этого, он распространяется и на негосударственный сектор экономики. Частные предприятия являются плательщиками налогов и сборов, исполнителями государственных заказов, получателями бюджетных средств и налоговых льгот. И в этом отношении частный сектор экономики также подлежит контролю со стороны государства.
Контроль является элементом государственного принуждения, поскольку законом предусмотрены различные формы ответственности за неисполнение существующего законодательства.
Государственный финансовый контроль, в зависимости от периода проведения, может осуществляться в следующих формах:
• Предварительный контроль проводится на этапе составления проекта бюджета, его рассмотрения и утверждения представительным органом власти. Он также осуществляется при составлении смет бюджетополучателей, разработке финансовых законопроектов и др. Специфика предварительного контроля заключается в том, что он носит предупреждающий характер и нацелен на корректировку проекта бюджета до момента его принятия;
• Текущий (оперативный) контроль. Он осуществляется в процессе исполнения бюджета и направлен на обеспечение финансовой дисциплины, соблюдение установленных норм налогообложения и бюджетных ассигнований, выявление и пресечение нарушений в финансовой сфере. Текущий контроль является наиболее распространенной формой финансового контроля.
• Последующий контроль – это ревизия уже исполненного бюджета, которая проводится по окончании финансового года. Проверке подлежит исполнение плановых показателей по каждой статье доходов и расходов, определенной законом о бюджете, а также исполнение смет бюджетных учреждений. Анализируются эффективность и целесообразность произведенных расходов, полнота и своевременность зачисления доходов по отдельным источникам, причины отклонения фактических показателей от бюджетного плана. Результаты такого анализа служат основой для составления проекта бюджета на очередной год, поэтому последующий и предварительный контроль тесно взаимосвязаны.
Для осуществления контроля могут использоваться различные методы, к числу которых относятся:
• Проверки, которые подразделяются на документальные и камеральные. Документальные проверки проводятся непосредственно на предприятии или в организации. При этом изучаются сметы расходов, бухгалтерская и статистическая отчетность, расчеты с бюджетом по налогам и другим обязательным платежам, иные финансовые документы. Контрольные органы имеют право изымать документы, свидетельствующие о сокрытии объектов налогообложения и незаконном использовании бюджетных средств в том случае, если их сохранность не гарантируется (то есть если они могут быть подменены или уничтожены). Особенностью камеральных проверок является то, что они не связаны с посещением проверяемых организаций. Такие проверки проводятся по месту нахождения контрольного органа на основе документов, предоставленных предприятиями и организациями, а также иных сведений, имеющихся в его распоряжении;
• Обследование. Основано на личном ознакомление проверяющего с отдельными сторонами деятельности предприятий и организаций по месту их нахождения. При этом могут не только изучаться финансовые документы, но и проводиться наблюдение, опрос сотрудников, контрольные замеры, обследование помещений, используемых для осуществления хозяйственной деятельности, и др.;
• Экономический анализ, который предполагает анализ исполнения доходной и расходной части бюджета, а также смет бюджетополучателей. Он позволяет выявить проблемы и противоречия бюджетного процесса, пути повышения его эффективности. Поскольку бюджетная система является одним из важнейших инструментов регулирования социально-экономических процессов, важно проанализировать ее влияние на отдельные стороны общественной жизни. Результаты такого исследования служат основой для выработки стратегии экономической политики государства на перспективу;
• Ревизия. Это наиболее распространенный метод бюджетного контроля. Ревизия – это комплекс взаимосвязанных проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений, организаций. Проверкой может быть также охвачена работа финансовых органов по составлению и исполнению бюджета. Ревизии проводятся в органах государственной власти и их отдельных структурных подразделениях; во внебюджетных фондах; на предприятиях и в организациях с государственным участием; в организациях всех форм собственности, получающих бюджетное финансирование, и др. Они служат основой для принятия управленческих решений, способствуют профилактике нарушений в бюджетной сфере.
В зависимости от того, насколько широко ревизии охватывает деятельность проверяемого объекта, можно выделить следующие их виды:
1. Комплексные ревизии. Это наиболее распространенный вид проверок. Он охватывает все стороны деятельности ревизуемой организации: финансовые и хозяйственные операции, организацию производства, эффективность использования ресурсов, расчеты с бюджетом и внебюджетными фондами, состояние бухгалтерского учета и др. Для проверки отдельных вопросов могут привлекаться специалисты в предметной области;
2. Тематическая ревизия, при которой проверке подлежит лишь определенный участок деятельности организации. Такая ревизия не дает полного представления о работе объекта, но позволяет провести углубленный анализ по какой-либо одной проблеме. Если проверка однородных участков проводится в нескольких организациях, это дает возможность выявить типичные недостатки, разработать рекомендации по их преодолению.
Все нарушения, которые были выявлены в процессе проверки, отражаются в акте ревизии. Акт является официальным документом, на основе которого делаются выводы о деятельности организации и принимаются последующие управленческие решения. Ответственность за точность его составления несет ревизор. В акте ревизии должно содержаться описание фактов нарушений, указано время их совершения, стоимостная оценка, а также виновные лица. Нельзя отражать в акте личные выводы и предположения ревизора. Ревизоры также не имеют права вмешиваться в управление проверяемой организацией, налагать штрафы и дисциплинарные взыскания.
После ознакомления с актом ревизии руководитель контрольного органа выносит решение по устранению выявленных недостатков. Материалы проверок могут быть также направлены в вышестоящие инстанции, а при наличии серьезных нарушений – в следственные органы .
В рамках финансовой системы многие ее участники наделяются контрольными функциями. Эти полномочия выполняют глава государства, органы исполнительной и законодательной власти, специализированные контрольные органы, а также распорядители бюджетных средств.
Президентский контроль за состоянием государственных финансов осуществляется в соответствии с Конституцией путем подписания федеральных законов, издания указов и распоряжений по финансовым вопросам и др. Его целью является обеспечение целостности экономического пространства страны, единства бюджетной и налоговой политики на всей ее территории. В состав Администрации Президента РФ входит Главное Контрольное управление, которое также наделено рядом полномочий. Оно не может самостоятельно применять какие-либо санкции, оно вправе направлять предписания об устранении финансовых нарушений. Предложения, сделанные по итогам проверок, вносятся на рассмотрение Президента.
Важной формой финансового контроля в России и за рубежом является парламентский контроль.
В обеих палатах Федерального Собрания имеются специальные комитеты, отвечающие за рассмотрение вопросов, связанных с государственными финансами. К их функциям относится проверка доходов и расходов, предусмотренных законопроектом о бюджете на очередной год, подготовка заключения на проект бюджета, контроль за рациональным использованием государственных средств.
В системе исполнительной власти контрольными полномочиями наделены: Министерство финансов, Федеральное казначейство, региональные и муниципальные финансовые органы, главные распорядители и распорядители бюджетных средств. Правительство РФ как высший орган исполнительной власти регулирует и контролирует финансовую деятельность министерств и ведомств, межбюджетные отношения, информирует Государственную Думу о ходе исполнения федерального бюджета, а также предоставляет Счетной палате информацию, необходимую для осуществления ею контрольных полномочий.
Министерство финансов РФ является органом, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в стране, и обладает широкими контрольными полномочиями в данной сфере. Оно контролирует рациональное и целевое использование бюджетных средств главными распорядителями, распорядителями и получателями, проверяет составленные ими сметы. В пределах своей компетенции Минфин проводит комплексные ревизии и тематические проверки поступлений и расходования средств федерального бюджета. Он организует проверки и ревизии получателей государственных гарантий, бюджетных кредитов, ссуд и инвестиций. К его функциям относится составление отчета об исполнении федерального и консолидированного бюджета РФ, а также разработка единой методологии отчетов об исполнении бюджетов всех уровней. Все управления и отделы Минфина осуществляют финансовый контроль в пределах своей компетенции.
Функцию бюджетного контроля выполняет также Главное управление федерального казначейства, входящее в состав Министерства финансов. Казначейство как орган, ответственный за исполнение бюджета, призвано контролировать процесс формирования и расходования государственных средств. Оно осуществляет предварительный и текущий контроль за ведением операций с бюджетными средствами главных распорядителей, распорядителей и получателей; контролирует поступление и использование внебюджетных средств. Казначейство ежемесячно информирует высшие законодательные и исполнительные органы власти о результатах исполнения федерального бюджета, состоянии бюджетной системы и финансовых операциях Правительства. Министру финансов такая информация предоставляется ежедневно.
Широкие контрольные полномочия в рамках контрольных мероприятий предоставлены налоговым органам. Налоги являются основой доходной части государственного бюджета, поэтому без налаженной системы контроля за их уплатой бюджетная система не может эффективно функционировать.
Контроль за поступлением налоговых доходов в бюджет государства осуществляют система органов Федеральная налоговая служба и Федеральная таможенная служба. Федеральная налоговая служба ведет учет налогоплательщиков, контролирует соблюдение ими налогового законодательства, правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды. Полномочия Федеральной таможенной службы распространяются на отдельные виды налогов, связанных с внешнеэкономической деятельностью: НДС, акцизы на экспортируемые и импортируемые товары, таможенную пошлину.
Текущий государственный финансовый контроль в форме мониторинга осуществляет Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг), действующая согласно федеральному закону №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма». Контроль, осуществляемый этой федеральной службой, в основе своей реализуется по средствам сбора и анализа информации о перемещении денежных средств на банковских счетах, о сделках, так или иначе, попадающих в категорию сомнительных, а также, о лицах (как физических, так и юридических) связанных с проведением этих сделок. Значение деятельности Росфинмониторинга заключается не только в сборе информации, но также в расследовании и раскрытии полулегальных и нелегальных методов и схем использования денежных средств.

2.2. Совершенствование методики Росфинмониторинга по противодействию легализации нелегального оборота денежных средств
В рыночных условиях, помимо реально действующих, добросовестных игроков, существуют компании, которые создаются не для осуществления предпринимательской деятельности, а для уклонения от налогообложения или легализации доходов, полученных преступным путем.
Схемы, по которым действуют фирмы однодневки, направлены либо на перевод безналичных денежных средств в наличные (обналичивание), либо на выведение безналичных денежных средств в оффшорные зоны.
Первая организация применяет схему незаконного обналичивания денежных средств через зарплатные дебетовые карты. Обналичивание – реализация различного рода финансовых схем, направленных на вывод безналичных денежных средств и конвертацию в наличные. По данной схеме, на фиктивную фирму откры
Категория: Новости | Просмотров: 477 | Добавил: muchand | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Поиск
Календарь
«  Июнь 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz