Четверг, 21.11.2024
Мой сайт
Меню сайта
Категории раздела
Новости [431]
Мини-чат
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 4
Статистика

Онлайн всего: 10
Гостей: 10
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » 2010 » Февраль » 5 » Психология Спинозы, Лейбница, Свиденборга
20:35
Психология Спинозы, Лейбница, Свиденборга
Немного из биографии Спинозы.9/03/2007Практическая психология религии.Романинов.Психология Спинозы, Лейбница, Сведенборга. (конспект.)Этот период отличается влиянием ренессанса. В это время расшатывается догматическая церковь. Фома Аквинский обобщает работы Аристотеля и объединяет их с догматами церкви и показывает, что Аристотель не противоречит церкви. Тем самым пробивает стену веры, т.е. во время, когда можно было только верить, но не думать доказывает, что думать не противоречит Богу. Фома Аквинский "протаскивает" Аристотеля, т.е. протаскивает человека, который дал начало всем наукам, тем самым позволяет заниматься науками, когда это пытались запретить.Следствием этого стало то, что люди стали мыслить только в пределах учения Аристотеля, противоречить Аристотелю, следовательно, противоречить Богу, церкви. Это каралось смертной казнью. Ярким примером является Джордано Бруно. Но в христианстве, как и в любой религии, были люди, которые пытались найти и воплотить в жизнь свои подходы к вере, к Богу. В результате церковь раскалывается на католическую и православную, затем идет раскол католической церкви на Лютеранскую, протестантскую и пр.Ренессанс вносит в эпоху дух свободы. И хотя инквизиция продолжает свое дело, но свою деятельность она концентрирует на территории Италии.В это время появляются люди, которые смотрят на мир не через призму церковных догматов и Аристотелевской парадигмы, а начинают мыслить самостоятельно. Среди них были Бенектит Спиноза, Готфрид Вильгейм Лейбниц и Эммануил Сведенборг.Бенедикт Спиноза. (1632-1677)Родился в Нидерландах, в это время достачно свободной стране в плане религии, но и там Спинозу просили молчать со своими идеями, поскольку они были не приемлемы.В чем заслуга Спинозы?1. В след за Декартом, Спиноза провозглашает культ человеческого разума. "Как человек может отказаться от разума, если разум создан Богом, если Богу нужны слепо верующие болваны он не создал бы разум?" (перефразированный Спиноза)Спиноза отличался особенностью характера. Его ум был резким, критическим, любил полемизировать. Ловко владел словом, по этой причине многие боялись с ним спорить. Спинозе предлагали платить пенсию, если он будет молчать, но Спиноза отказался от этого предложения.Спиноза относился к пантеистам, т.е. считал, что Бог – во всем. Бог тождествен природе, он находится в любой вещи.Иллюстрацией к данной идеи служит случай, произошедший с маленьким Суворовым и его гувернером.Гувернер - "Скажите, где вы видите присутствие Бога?" Суворов – "Нет, господин гувернер, это вы мне скажите, где вы его не видите?"В догматах религии говорилось о том, что Бог не может быть тождественен природе, он создал природу.Несмотря на свои идей, Спиноза был глубоко верующим человеком. Он не исповедовал ни одной религии, поскольку считал, что человек имеет право обладать собственным отношением к Богу. В свое время Л.Н. Толстой придерживался этой же идеи, за что был отлучен от церкви.Исаак Ньютон также был глубоко верующим человеком, хотя и является эталоном ученого."Чем больше я открываю законы природы, тем больше восхищаюсь создателем"Исаак НьютонЧеловек не в силах все объяснить, он может лишь предполагать – таким было ещё одна идея Спинозы. 2. Наравне с Пифагором Спиноза утверждал, что мир представляет собой математическую систему, которую можно до конца понять через геометрию. Познав мир мы можем познать Бога, поскольку мир полностью познается через математику, то и Бог познается через математику.Но при этом не надо думать, что мин создан из бестелесного числа, но все в мире может быть выражено через число. Так говорила жена Пифагора, поясняя учение своего мужа. Эта фраза является основой философии Спинозы и Пифагора.Наша планета, как и вся система и весь мир – один огромный саморегулирующийся организм.Мы часть этого организма, как клетки являются частью нашего организма. Каждая клетка является индивидуальностью, но при этом выполняет свою функцию и является неотъемлемой частью организма. Если меняется хоть одна клетка – меняется весь организм.Тем самым, если мы наносим кому-то вред, или причиняем вред – то тем самым причиняем вред самому себе. Это является ответной реакцией, поскольку ты часть единого организма, как и тот человек, которому ты причиняешь вред, то это человек некая часть тебя, потому нанося другому вред ты наносишь вред себе. Эта система мира решает проблему человеческого одиночества, поскольку ты не можешь быть одиноким в мире, где ты часть некоего целого, часть великой силы – Бога. Причем часть – без которой Бог будет не полон, ты нужен этому миру, поскольку нужен Богу."Мир без меня не полон"Платонов"Нет человека, который был бы как Остров, сам по себе:
каждый человек есть часть Материка, часть Суши; и если
Волной снесет в море береговой Утес, меньше станет Европа,
и также, если смоет край Мыса или разрушит Замок твой или
Друга твоего; смерть каждого Человека умаляет и меня, ибо
я един со всем Человечеством, а потому не спрашивай
никогда, по ком звонит Колокол: он звонит по Тебе."Джон ДоннЗадачи государства Спиноза формулировал следующим образом: Единая цель государства защита интересов личности, чтобы она могла совершенствовать себя, исследуя разум или посредством разума.Немного из биографии Спинозы.В 22 года Спиноза был достаточно известным человеком. Его слушали и с его мнением считались даже те, кто не соглашался с его теорией. Как всегда в истории великого человека замешана женщина. Спиноза очень сильно влюбился в одну девушку, которая вышла замуж за другого. Спиноза болезненно переживал этот разрыв, и чтобы продолжать жить, как он сам говорил ему пришлось заместить любовь реальную, любовью к объекту, намного совершеннее реального – любовью к Богу. Т.е. задолго до Фрейда Спиноза описал явление бессознательного, то чему Фрейд посвятит свою дальнейшую деятельность, описал явление сублимации. Спиноза уходит в душевное спасение. Похожее явление происходит в жизни Наташи Ростовой, когда она переживает разрыв с братом Элен. По сюжету она тоже начинает ходить в церковь, становится ближе к Богу.Спиноза вел стоический образ жизни, а точнее говоря – эпикурейский. Эпикурейцы были философы, которые говорили, что человек должен довольствоваться тем, что он имеет, а не те люди, которые вели разгульный образ жизни. Эпикурейцы говорили:"Беден не тот, у кого мало, а кому мало""Чем меньше человеку надо, тем ближе он к Богу"Сократ.Спиноза вел образ жизни святого, хотя его церковь считала его, чуть ли не порождением дьявола. У него не было ничего лишнего.В жизни Спинозы произошел случай, когда его сестра хотела с ним судится, и требовала часть имущества. Спиноза понимал, что проиграть процесс – подорвать свой авторитет. Но ему ничего не было нужно. И тогда он блестяще выигрывает процесс, а затем отдает все имущество сестре. Тем самым, доказывая свое звание, как блестящего оратора и показывая, что ему в этой жизни ничего не нужно.Спиноза достаточно внимательно изучает Аристотеля, но он уже имеет право на свое мнение. И потому не во всем соглашался с Аристотелем. Не смотрел на мир с точки зрения Аристотелевской парадигмы.Спиноза очень внимательно изучает Бруно и его учение о бесконечности и соединяет его идеи в красивую математически-логическую модель мира.Декарт был первым, кто поставил под сомнение объективность мира. Поскольку наши органы не совершенны, то мы не можем воспринимать мир объективно. То же говорит и Спиноза.К примеру, счастлив тот, кому на душе хорошо, хотя внешне человек может сколько угодно выглядеть счастливо, но внутри он может быть глубоко несчастнымВыделяют два вида идеализма: субъективный и объективный.Субъективный – весь мир порождение моих ощущений.Объективный – мир объективен, но мы воспринимаем его субъективно.Мир един, но он для нас совершенно разный. Мы можем сделать мир субъективно приемлемым для человека. Поскольку ученым в то время никто не платил, то Спиноза занялся шлифовкой линз и добился на этом поприще больших успехов. По тем временам это была достаточно модная профессия. Линзы носили все, даже те, у кого не было проблем со зрением. Эта профессия и погубило Спинозу. Он умер от турбекулёза в достаточно раннем возрасте.Пантеизм Спинозы провозгласил – человек и вселенная идентичны. Все пронизывает духовность, нет ничего живого, что не несло бы в себе эллементы саморегуляции. Растения со своим ростом и развитием, образование камней, минералов, поведение животных – все подчиняется единой системе.У Спинозы была своя теория чувств. Она близка к основам самоанализа."Желания – есть сама сущность человека"Желания неотделимы от человека и регулируют деятельность человека, жизнь человека"Человек живет столько, сколько он хочет"ГетеДаже врачи признают, что выживание после сложных операций зависит от того, хочет человек жить или нет.Кроме того, Спиноза оценивал свою любовь к Богу как любовь интеллектуальную. , которая является сублимацией любовных страданий.Спиноза вводил понятие "дух времени". Открытия многих ученых намного опережали свой век, и мы говорим о них, уже сделав их повторно. Ярким примером являются открытия Леонардо да Винчи. Эти открытия не принимались, поскольку они не удовлетворяли духу времени. Т.е. личность начинает играть важную роль, когда есть к ней некая востребованность. Т.е. личность со своими открытиями удовлетворяет запросы общества, удовлетворяет духу времени. Во времена ренессанса духом времени являлся культ разума – Спиноза, как никто другой ему соответствовал.Важнейшим двигателем всего живого Спиноза считал – стремление к самосохранению. Если брать глобально, то вселенная самосохраняется через систему. Т.Е. вселенная делает так, что отмирает что-то старое, чтобы появилось на этом месте новое. Благодаря этому система функционирует.Готфрид Вильгейм Лейбниц.(1646-1716)Лейбниц был одним из уникальнейших людей эпохи. Человек разносторонний он одинаково увлекался и точными науками и гуманитарными. И в обеих областях сделал открытия.Нас на данный момент интересует его теория "монадология". "Монада" от слова "моно" – конечная, неделимая. Часть субстанции, из которой состоит материя во вселенной. Считал, что в отличие от атомов монада не обладает протяженностью. Здесь проводится аналогия с квантовой физикой. Т.е. монады как бы есть и в тоже время их нет. Монадология Лейбница – одна из предвестниц бессознательного. Поскольку именно в своей теории он обозначил границы разума. Лейбниц говорил, что при плотном скоплении монады обладают протяженностью, материализуются. Т.е. при "сгущении" мысли могут материализоваться. Не материальное при определённой концентрации может стать материальным. Таким образом, у сознания есть свои границы, когда оно вроде перестает существовать, но в то же время существует. Это и есть бессознательное. В итоге можно сказать, что фактически заслуга Фрейда заключается лишь в том, что он выводит беседы о бессознательном из рамок беседы в рамки научных исследований. Т.е. это можно изучать.Примером материализации мысли приводится то, как художник воплощает свои мысли в картине.Лейбниц жил в германии. Денег на жизнь ему не хватало и потому он упорно искал работу. Так он долгое время проработал у одного немецкого князька, разрабатывая ему родословную и при этом, не переставая работать над своими идеями. Работал он и на Петра I. Именно Лейбниц разработал Российскую Петербургскую академию наук.Лейбниц говорил, что первой исходной точкой является Бог. Человек приходит в этот мир уже запрограммированный определёнными идеями. Т.е. у него уже есть ряд знаний. В своей философии он близок к Платону, а точнее к его теории "воспоминания". И как говорил Уайт Хери"Вся западная философия – незначительное дополнение к Платону".Эммануил Сведенборг.(1688 – 1772)Проживал в Швеции. Пользовался авторитетом у Гёте, Бальзака, Лермонтова, Соловьева.Очень рано познал все науки, занимался музыкой, писал стихи, словом, обладал всем тем, что мы называем духовностью. Освоил много практических ремесел. В 12 лет заменял штатского органиста. Стал специалистом в области металлургии. Изучает истории земли используя минералы. Создал подводные лодки, а так же в войне с Россией придумал, как перевозить Шведские корабли по суше. За что Петр I сделал его академиком петербургской академии наук. В 1714 г. происходит радикальный перелом. Однажды Сведенборг ужинал в трактире, у него свое постоянное место, поскольку он был "постоянным клиентом". И к нему подошел человек, который долгое время стоял и смотрел на него, а затем ушел. Сведенборг пишет, что в этот момент он понял, что это был Бог. В ту же ночь это человек явился к нему во сне и сказал, что избрал его, чтобы тот толковал священное писание, поскольку люди неправильно его истолковывают. После этой ночи Сведенборг забросил все свои предыдущие дела и принялся записывать свои ведения. В частности он писал, что бог милосерден, и он никого не посылает в ад. Плохие люди сами туда идут, подобно тому, как мы постоянно говорим, что не будем общаться с плохой компанией, но постоянно туда возвращаемся. Не в состоянии избавиться от этой зависимости. И невозможность преодолеть зависимость и мучает нас. Сведенборг изучает и переводит Библию. Для этого он изучает древне-греческий, коптский языки. Обнаруживает ошибки и исправляет их. "Однако попытка включить духовную сферу в механическую мировую схематику оказалась ввиду своего редукционизма неплодотворной, что С., отождествлявший в силу исторических причин науку с механикой, трагически воспринял как крах научного метода." Им написано без малого 40 томов теологических сочинений, причем теология С. никак не может быть отнесена к характерной для мистики апофатической теологии, пытающейся "сказать о Боге" посредством негативных его определений. Труды С. с очевидностью принадлежат катафатической теологической традиции. С. создает спиритуалистическую модель мироздания, несущую в своем содержании следы позднего неоплатонизма и столь же масштабную, каковой была его прежняя механистическая мировая модель. В основе теософской системы С. лежит учение о так называемых корреспонденциях, т.е. точном соответствии естественных и сверхъестественных явлений, что обеспечивает единство мироздания. С точки зрения С., земной мир соответствует духовному, поскольку является производным от него; генетически же оба эти мира восходят к миру Божественному. Человек является местом пересечения двух миров, так как в нем представлено как духовное, так и естественное начала; однако, по сути своей, человек есть дух. Дух остается в теле до тех пор, пока функционирует сердце, ибо сердце является вместилищем любви. По определению С., любовь есть духовное соединение двух личностей в одну, причем более совершенную. Это обусловлено тем, что любой дух складывается из таких компонентов, как разум и воля: "мужчина рождается для того, чтобы быть разумным (мыслить по разуму)", а женщина - "для того, чтобы быть под началом воли (мыслить по воле)". И поскольку в каждом индивидуальном духе обнаруживает себя диспропорция элементов (преобладания разума у мужчины и воли у женщины), то при духовном соединении двух личностей в одну мужчина вносит в нее свой избыток разумного начала ("действует как разум"), а женщина - эмоционально-волевой избыток. И если каждый из двух исходных духов был диспропорционален, то в любви разум и воля приходят в состояние гармонии. Теологические труды С. не просто систематичны - они наукообразны как по своей архитектонике, так и по проблемам содержания. Так, в трактате "О небесах" он подробно и с почти физиологичной скрупулезностью описывает механизм выхода души из телесной оболочки, выстраивает модель пространственных и временных характеристик небесного устройства, не забывая задать географо-топографические параметры "четырех стран света на небесах", анализирует механизм управления Богом рая и ада, специальные главы посвящены особенностям коммуникаций между ангелами и даже специфике ангельской речи. С. писал на латыни, и его язык отличается не только изяществом стиля, но и точностью естествоиспытателя. Образчиком его текста может служить обсуждение им проблемы, которая три века спустя будет названа проблемой существования внеземных цивилизаций: "Я говорил с духами о том, что человек по разуму и науке своей мог бы знать, что земель много и что они обитаемы людьми... Что планеты, принадлежащие нашей солнечной системе и вследствие того видимые для наших глаз, суть земли, можно прямо заключить из того, что они тела, состоящие из земного вещества, ибо отражают солнечный свет и, усматриваемые в телескоп, кажутся не огненными звездами, но землями, покрытыми светом и тенью; можно заключить это еще из того, что они, подобно нашей земле, носятся вокруг солнца и, направляясь по зодиаку, образуют вокруг себя годы и времена их.., и что они, кроме того, вращаются, как и наша земля, вокруг своей оси, образуя через это дни и времена их..; сверх того, при некоторых планетах есть луны, называемые спутниками, которые в определенные сроки вращаются вокруг планет своих, как луна вокруг нашей земли... Какой же человек, знающий все это и мыслящий по рассудку, может сказать, что это одни необитаемые тела?" Будучи чрезвычайно заметной фигурой своего времени, С. подвергался самым различным оценкам. Кант, например, выступил с резкой и уничтожающе остроумной критикой его мистической системы ("Грезы духовидца, поясненные грезами метафизика", 1765). Однако для спиритуалистической философии и теософии С. по сей день остается признанным авторитетом. Первая группа последователей С. возникла в Стокгольме еще при жизни мыслителя. Сразу же после его смерти в Швеции было создано специальное общество, ставившее своей целью развитие учения С. В начале 20 в. в мире насчитывалось уже более двухсот общин его последователей (из них 116 в США и 65 в Великобритании). В настоящее время сведенборгианская церковь "Новый Иерусалим" функционирует во многих европейских странах, а специальный фонд занимается изучением, изданием и распространением его теософских произведений. Учение С. оказало ощутимое влияние на философские концепции Р.Эмерсона, С.Колриджа, В.С.Соловьёва."Кроме того:"Под влиянием идей Декарта, Локка и Ньютона на базе обширного естественно-научного материала С. строит математически фундированную системную картину мироздания. Исходную теоретическую модель, описывающую неорганическую природу как единый отлаженный механизм (1734-1740), С. впоследствии (1741-1744) распространил на животный мир и человека, предвосхитив тем самым многие идеи "Человека-машины" Ламетри. С. также пытался экстраполировать механистические объяснительные приемы и на психологическую проблематику (проблема соотношения души и тела, взаимодействия эмоционально-волевых и интеллектуальных компонентов сознания и т.п.). "Философская энциклопедия.
Выложенный материал является конспектом лекций, т.е. моим восприятием этих лекций и моими дополнениями. В частности дополнения о Свиденборге из "философской энциклопедии". Буду признательна, если вы дополните это конспект или выскажите о допущенных ошибках. Так же надеюсь, что конспект оказался полезным и нужным.
Категория: Новости | Просмотров: 370 | Добавил: muchand | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Поиск
Календарь
«  Февраль 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz