Пятница, 19.04.2024
Мой сайт
Меню сайта
Категории раздела
Новости [431]
Мини-чат
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 4
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » 2011 » Март » 2 » Индия .(cast 3)
04:01
Индия .(cast 3)
Была создана мощная индустриальная база и накоплен научно-технический потенциал, во многом отвечающий передовому мировому уровню.3. Макроэкономика. Экспорт.
Индия входит в первую десятку стран мира по ряду показателей промышленного и с/х производства. За годы независимости страна существенно продвинулась вперед по пути экономического развития. Была создана мощная индустриальная база и накоплен научно-технический потенциал, во многом отвечающий передовому мировому уровню.
Страна занимает первое место в мире по производству чая, фруктов, молока и сахара; второе – по сбору пшеницы, риса, овощей и табака, а также числу научно-технических кадров, работающих в 3700 НИИ, КБ и лабораториях. Здесь создан суперкомпьютер «Парам-10000», являющийся одним из самых мощных в мире. В Индии производится широкая гамма гражданских и военных ракетоносителей, завершается разработка четвертого по мощности в мире носителя.
Объем ВНП оценивается в 393 млрд.долл. (1998 г.), что выводит Индию на пятое место после США, КНР, Японии и Германии (при пересчете по методологии ООН по паритету покупательной способности). Темпы роста ВНП в финансовом году (апр. 1997 г.-март 1998 г.) составили 5,1%. В последующем финансовом году рост ВНП прогнозировался на уровне 6%.
Основные отрасли экономики: промышленность 30% ВВП, сельское хозяйство – 27%, сфера услуг (включая строительство).
Население страны в 1999 г. достигло 1 млрд. человек, прирост составляет около 1,91%. Большая его часть – 76%, проживает в сельской местности, грамотность – 52%, средняя продолжительность жизни – 62 года. Средний, по индийским понятиям, класс составляет около 300 млн.чел.; треть населения находится за чертой бедности.
В стране осуществляются широкие реформы по либерализации экономики, которые нацелены на интеграцию страны в мирохозяйственные связи. Для частного капитала были открыты отрасли, прежде зарезервированные за госсектором. Постепенно снижаются таможенные барьеры для импортных товаров. Индия объявила о полном отказе до 2003 года от количественных ограничений на импорт, что обусловлено ее обязательствами в ВТО. На ближайшие годы ставится задача достижения полной конвертируемости национальной валюты,
Бюджетный дефицит оценивался по итогам 1997/98 ф.г. в 6,1% ВВП, инфляция – 7% (1998 г.), внешний долг – 94,4 млрд.долл. (включая краткосрочный – 5 млрд.долл.), приток иностранных инвестиций за 1997/98 ф.г. составил 5 млрд.долл., в т.ч. прямых – 3,2 млрд.долл. Золотовалютные резервы – 30 млрд.долл. (на янв. 1999 г.), что эквивалентно стоимости импорта страны за 9 мес. Справочный курс Резервного банка Индии (РБИ) на начало янв. 1999 г. был объявлен на уровне 42,5 рупии за 1 долл.
Производство основных видов продукции: нефть – 33 млн.т. (при этом 35 млн.т. импортируется), сталь 22,7 млн.т., уголь – 308 млн.т., железная руда – 60 млн.т., алюминий – 518 тыс.т., медь – 45,3 тыс.т., цемент – 83 млн.т., железнодорожные вагоны – 19 тыс.шт., с/х тракторы – 203 тыс.шт., х/б ткани – 21 млрд. м., грузовые и легковые автомобили – 271 и 404,6 тыс.шт., чай – 838 тыс.т. (экспортировано – 178 тыс.т.), кофе – 228 тыс. т., зерно 193 млн.т. (включая рис – 82 млн.т. и пшеницу – 66 млн.т.), молоко – 73 млн.т. – фрукты – 42 млн.т., сахар – 15 млн.т., лук – 6 млн.т.
Внешнеторговый оборот страны – 86 млрд.долл. (доклад РБИ за 1997/98 ф.г.), экспорт и импорт – соответственно 35 и 51 млрд.долл. Основу индийского экспорта составляют драгоценные камни и ювелирные изделия, машины и оборудование, сельскохозяйственное и промышленное сырье, продовольственные и текстильные товары, металлоизделия. Ведущие статьи импорта – нефть (7,5 млрд.долл.) и нефтепродукты, золото (7 млрд.долл.), машины и оборудование, транспортные средства, черные и цветные металлы, электроника, удобрения.
Крупнейшие торговые партнеры: США, Япония, ФРГ, Великобритания, Ю. Корея, Франция и Россия (товарооборот в 1998 г. оценивался в 1,34 млрд.долл., в 1997 г. составлял 1,57 млрд.долл.).
Важными инициативами правительства в 1998 г. в области развития инфраструктуры были выработка государственной политики в сфере реализации крупных энергетических проектов, решение о модернизации пяти важнейших аэропортов с привлечением частного капитала и принятие плана развития сети автомобильных дорог, предусматривающего сооружение так называемого «золотого четырехугольника» который должен связать современными автомагистралями четыре основных мегаполиса страны – Дели, Бомбей, Мадрас и Калькутту.
с апр. 1998 г. были сняты ограничения на импорт 340 групп товаров, Индия односторонне сняла количественные ограничения на импорт 2300 товарных позиций из стран- членов СААРК, экспортерам предоставлено право получать проценты с суммы пошлины, подлежащей возврату, при задержке ее уплаты более чем на два месяца, расширена номенклатура средств производства, освобождающихся от уплаты таможенной пошлины, увеличен до 10 лет период «налоговых каникул» для зон, ориентированных на экспорт.
Правительству А.Б.Ваджпаи удалось существенно либерализовать процедуру инвестирования в индийскую экономику иностранными компаниями. В частности инвестиции в размере до 15 млрд.руп. в энергетические проекты, строительство дорог, туннелей, портов, мостов одобряются правительством автоматически.
Для привлечения дополнительных средств в экономику страны правительство Индии в прошедшем году расширило количество привилегий, предоставляемых индийцам-нерезидентам при инвестировании в экономику страны. В сфере налогообложения и таможенных сборов правительство существенно увеличило категорию проектов, подпадающих под льготное налогообложение, снизило импортные пошлины на ряд машинотехнических изделий, увеличило таможенные пошлины на некоторые виды товаров, производимых в Индии.
Меры, предпринятые правительством по оздоровлению экономики страны, принесли результаты. Даже на фоне финансового кризиса в странах ЮВА Индия смогла не только удержать, но и по некоторым позициям улучшить показатели экономического развития. В 1998/99 ф.г. рост ВВП составил около 5,8%, против 4,5% в предыдущем году. Рост ВВП в 1998 г. был вызван в первую очередь увеличением на 6,8% сельскохозяйственного производства. Вместе с этим в 1998 г. темпы промышленного роста продолжали снижаться, составив около 4%. К концу финансового года положение несколько улучшилось, и промышленный рост составил 5,5-6%. Некоторое ускорение темпов промышленного роста в конце года связывается с увеличением внутреннего спроса и общим улучшением внутриэкономической ситуации.
С приходом к власти правительства партии БДП Индия предприняла ряд мер по усилению своего внешнеполитического положения. К ним относятся проведение ядерных испытаний и начало нормализации отношений с Пакистаном.
11 и 13 мая 1998 г. Индия провела серию ядерных взрывов, направленных на совершенствование технологий создания ядерного оружия. Индийские ядерные испытания вызвали широкий международный резонанс. Через две недели после индийских взрывов, Пакистан произвел испытание своих ядерных устройств. В ответ на проведение ядерных испытаний США, Япония, Австралия и некоторые страны Западной Европы объявили о введении экономических санкций против Индии и Пакистана. Санкции грозили обернуться значительными потерями для экономик двух стран. Однако, уже в конце года США объявили о частичном снятии ограничений на предоставление помощи Индии и Пакистану, что фактически означало отмену санкций. В настоящее время ограничения сохранились лишь в отношении деятельности ряда индийских организаций в США.
Проведением ядерных испытаний Индия объявила о вступлении в «клуб ядерных держав». В настоящее время в стране обсуждается возможность присоединения Индии к договорам о нераспространении ядерного оружия и полномасштабном запрете ядерных испытаний. Ожидалось, что Индия присоединится к обоим договорам уже в 1999 г.
1998 г. стал поворотным в отношениях Индии со своим ближайшим соседом Пакистаном. Осенью 1998 г. премьер-министр Индии А.Б.Ваджпаи совершил историческую автобусную поездку в Лахор, где состоялась его встреча с премьер-министром Пакистана Наваз Шарифом. Два премьер-министра подписали Лахорскую декларацию, которая наметила пути урегулирования отношений между странами и подготовила почву для двустороннего диалога.
Широкомасштабные экономические реформы, основными направлениями которых являются: постепенное ослабление доминирующей роли госсектора в ряде отраслей промышленности; либерализация экспортно-импортного регулирования при сохранении жестких барьеров в импорте продукции, составляющей конкуренцию местным производителям; изменения в законодательстве страны, способствующие более широкому привлечению иностранного капитала и увеличению частных инвестиций – проводятся достаточно поэтапно, процесс перехода к рыночной экономике не форсируется. Такой подход к процессу реформирования позволил индийской экономике перенести экономический кризис со значительно меньшими потерями по сравнению с соседями по региону, где уменьшение ВВП в 1998 г. составило от 15% в Индонезии до 5,5% в Ю. Корее и Таиланде.
Как уже отмечалось, одним из важных направлений экономических реформ в Индии является постепенное уменьшение доли государства в ряде отраслей промышленности путем полной или частичной приватизации госпредприятий с целью повышения эффективности их деятельности и получения в бюджет дополнительных финансовых средств. Предусматривается, что в большинстве случаев доля государства в балансе госпредприятий будет постепенно снижаться до уровня 23%, при этом снижение государственной доли в балансе предприятий, имеющих стратегическое значение, не предусматривается.
Предприятия государственного сектора занимают ведущие позиции в таких ключевых отраслях экономики, как оборонная промышленность, энергетика, нефтегазодобыча и переработка, угольная и горнодобывающая промышленность, железнодорожный, морской и авиатранспорт, связь и металлургия.
В легкой, пищевой и медицинской промышленности, сельском хозяйстве, ряде отраслей машиностроения, строительстве и сфере услуг преобладающую роль играют предприятия частного сектора.
Вклад предприятий частного сектора в общий объем ВВП составляет около 75% при все возрастающем значении предприятий малого бизнеса. За период с начала провозглашения курса реформ число предприятий этого сектора экономики увеличилось с 2,1 млн. до 3 млн., при этом объем выпускаемой ими продукции увеличился в 2,6 раза, достигнув в 1998 г. 4652 млрд.руп. в текущих ценах, или 33% от ВВП. Объем экспорта продукции предприятиями малого бизнеса экономики составил в 1998 г. 439,5 млрд.руп., или 35% всего индийского экспорта.
Динамика изменений роста и структуры ВВП Индии за последние годы показывает незначительное уменьшение доли сельского хозяйства и увеличение доли сферы услуг при относительно стабильной доле промышленности.
Более высокий рост ВВП в 1998/99 ф.г. достигнут благодаря высокому росту ВВП в сельском хозяйстве – 6,8%; в то же время уровень роста ВВП в 4% является наихудшим показателем с 1992/93 ф.г.
С учетом задач социально-экономического развития страны правительством Индии выделен ряд отраслей экономики, развитию которых придается приоритетное значение. К ним относятся энергетика, черная и цветная металлургия, нефтедобыча и нефтепереработка, производство цемента и удобрений, строительство мостов, дорог, развитие воздушного и морского транспорта, развитие телекоммуникационной сети.
Подтверждением приоритетности развития этих отраслей является тот факт, что за период с начала объявления курса реформ в сентябре 1991г. по август 1998 г. доля прямых иностранных инвестиций в эти отрасли, получивших одобрение правительственных органов, составила 57,9% от всех прямых иностранных инвестиций за эти годы.
Однако, несмотря на предпринимаемые правительством меры, темпы развития инфраструктурных секторов экономики, и в первую очередь энергетики, не отвечают потребностям развития индийской экономики и наряду с острой нехваткой финансовых ресурсов являются причинами, сдерживающими развитие экономики Индии.
Процесс экономических реформ.Основные реформы, осуществленные правительством за последнее десятилетие:
– отмена промышленного лицензирования, за исключением некоторых отраслей;
– открытие для частных предприятий ряда отраслей экономики, в которых ранее допускалась лишь деятельность госпредприятий (за исключением шести отраслей);
– либерализация торговли при сохранении незначительного перечня товаров, запрещенных для экспорта или импорта;
– снижение максимальных тарифов с 300 до 50% и пошлин на импорт средств производства с 85 до 25%;
– снижение ставок акцизов с 105 до 50%;
– снижение ставки подоходного налога с физических лиц с 54 до 40% и отмена дополнительного налога;
– снижение ставки налога на прибыль юридических лиц с 50 до 40% и снижение дополнительного налога с 15 до 7,5%;
– введение полной конвертируемости рупии по текущим операциям;
– автоматическое одобрение иностранного участия в размере до 51% акционерного капитала в предприятиях 36 высоко приоритетных отраслей промышленности и разрешение 100% инокапитала в ряде отраслей инфраструктуры, в частности, в энергетике;
– создание Совета по содействию иноинвестициям для одобрения инвестиционных проектов с более чем 51% иностранного участия или выходящих за рамки 36 высоко приоритетных отраслей промышленности;
– снятие ограничений на расширение и модернизацию крупных промпредприятий;
– значительное ослабление ограничительных положений Закона о валютном регулировании;
– расширение полномочий Совета по биржам и ценным бумагам;
– открытие индийским компаниям доступа на международные рынки капиталов путем выпуска еврооблигаций;
– открытие фондового рынка для иностранных институционных инвесторов;
– открытие банковского сектора и инвестиционных фондов для доступа частного капитала;
– приватизация пакетов акций правительства в государственных банках;
– отмена регулируемых процентных ставок по кредитам на сумму более 200 тыс.руп. и по депозитам.

Экспорт
В товарной структуре индийского экспорта в 1998/99 ф.г. (по данным за 11 месяцев) особых изменений не произошло. Традиционная специализация страны на вывозе текстиля, сельхозпродуктов и ювелирных изделий, на которые в совокупности приходится около половины индийского экспорта, сохранилась.
Доля текстиля (пряжи, тканей, одежды) осталась на уровне предыдущего года – 24,3%. Вывоз одежды увеличился на 15%, а вывоз тканей в таком же размере сократился. Расширению экспорта препятствовал низкий спрос на индийские х/б ткани в Азии.
Вывоз агропродукции сократился на 7,6% (в предыдущем году он снизился на 4%) за счет спада экспорта соевого шрота, морепродуктов, кофе, табака, мяса и мясных изделий. Доля этой товарной группы в индийском экспорте понизилась с 19 до 18%. Вырос экспорт риса, который с долей в 4,5% стал ведущим товаром в группе с/х и продтоваров. Увеличился также вывоз чая, индийский экспорт драгкамней и ювелирных изделий возрос с 14,6 до 16,7%. Увеличился экспорт кожи и кожаных изделий, фармацевтики, продукции народных промыслов. Вывоз же большинства других товаров снизился.
Сократились поставки товаров в страны Азии (в совокупности на 18%), причем в некоторые из них (Сингапур, Китай, Малайзию, Р. Корею, Индонезию, Филиппины) сокращение экспорта составило от 30% до 60%. Экспорт в страны Зап. Европы снизился на 1,1%, Вост. Европы – на 19%, Океании – на 10%. Расширение же индийского экспорта отмечалось в США, являющиеся крупнейшим рынком сбыта индийских товаров, и Канаду – примерно по 9%, а также в некоторые страны Бл. Востока и Африки.
Сократились индийские поставки в страны СНГ, в том числе, в Россию – на 24%, Украину – на 44%, Узбекистан – на 23%. Исключение здесь составил Казахстан, закупки которого в Индии в обзорном году увеличились более, чем в 4 раза – до 34 млн.долл., превысив закупки Украины. Россия – крупнейший покупатель индийских товаров (88%) из всех стран СНГ, на которые в совокупности пришлось 2,4% индийского экспорта (в предыдущем году – 3%).
Импорт. В 1998/99 ф.г. Индия заметно понизила и темпы своего импорта – с 4,2% до 2,6%, вследствие замедления темпов экономроста, а также падения мировых цен на товары топливно-сырьевой группы. Важнейшими статьями индийского ввоза остались нефть (включая нефтепродукты) и продукция машиностроения производственного и потребительского назначения. За 11 месяцев обзорного года закупки нефти сократились в долларовом исчислении на 24% (в предыдущем году – на 17%), как за счет снижения физического объема, так и понижения мировых цен на нее. В результате доля этой товарной группы в индийском импорте уменьшилась с 21 до 15%.
Несколько понизился (с 23 до 22%) и удельный вес машин и оборудования, главным образом за счет сокращения закупок транспортных средств и станков, в то время как закупки оборудования, поставляемого в комплекте для строящихся объектов, увеличились на 40% (в предыдущем году они снизились на 34%). Всплеск индийского импорта комплектного оборудования, причем из таких стран, как Аргентина, Бразилия, Израиль, ОАЭ, ЮАР и др., при общем снижении импорта разрозненного оборудования объясняется изменением методики товарного учета в индийской статистике.
Самым впечатляющим изменением в структуре индийского импорта явилось резкое (в несколько раз) повышение доли товарной позиции «золото и серебро» с 2,5% в 1996/97 ф.г. до 7,1% в 1997/98 ф.г. и до 11,6% в 1998/99 ф.г.
Фактически, если речь вести о монотоварах, импорт золота уступает лишь импорту нефти. Высокий спрос на золото в стране существует с давних пор – традиционное его почитание является частью индийской культуры. Объемы самостоятельной добычи золота в Индии в сравнении с объемами его потребления в стране незначительны, и основная часть потребностей индийского рынка в этом металле (около 80%) удовлетворяется за счет импорта, а остальная – покрывается за счет переработки золотого лома.
До последнего времени в Индии существовали жесткие правила, устанавливающие порядок импорта золота, и большая его часть ввозилась нелегально. Падение цен на золото на мировом рынке во второй половине 1997 г., меры по легализации порядка ввоза золота в Индию привели к существенному его удешевлению на внутреннем рынке и резкому росту его импорта. К концу 1998 г. рост спроса на золото в стране практически остановился. Правительство Индии в целях обуздания неожиданно бурного роста ввоза этого металла и снижения торгового дефицита с 5 янв. 1999 г. почти вдвое увеличило импортную пошлину на золото, что мгновенно привело к повышению цен и дальнейшему сужению спроса на него.
Доля драгоценных и полудрагоценных камней в индийском импорте, одно время уменьшавшаяся и три года назад составлявшая 6%, затем вновь стала расти и в 1998/99 ф.г. достигла 8,7%. Как и золото, эти товары играют важную роль в развитии ювелирной промышленности страны. Правительство неоднократно предпринимало меры по стимулированию развития данной отрасли. Минторговли предусматривает позволить частным компаниям иметь в Индии алмазные консигнационные склады, что позволит, по мнению Министерства, превратить страну в мировой центр торговли ювелирными изделиями. Новая стратегия предусматривает также введение беспошлинного импорта необработанных цветных драгкамней с последующей их обработкой и экспортом.
Импорт Индией черных и цветных металлов, газетной бумаги и удобрений, представляющих важнейшие позиции российских поставок на индийский рынок, в обзорном году заметно снизились, в том числе, по черным металлам – на 17%, цветным металлам – на 27%, газетной бумаге – на 17%, готовым удобрениям – на 10%.
Ведущим поставщиком в Индию с долей в совокупном импорте страны, равной около 9 %, остались США, хотя они несколько (на 2,3%) и сократили экспорт в эту страну. Импорт из стран Западной Европы увеличился на 4,5%, в основном за счет расширения поставок золота и драгоценных камней из Великобритании, Швейцарии, Бельгии, в то время как импорт из Германии, Франции и ряда других государств снизился. Индия сократила закупки из стран Бл. Востока (в основном нефти) и почти из всех стран Вост. Европы. Напротив, значительно расширили поставки на индийский рынок большинство стран ЮВА, а из африканских стран – ЮАР.
Доля стран СНГ в индийском импорте понизилась с 2,3% до 1,6%. Россия из этой группы стран обеспечивала, как и в предыдущем году, 75% поставок.
Внешнеэкономическая политика. Основополагающим документом в этой области является «Экспортно-импортная политика Индии на 1997/98-2001/02 ф.гг.», которая обновляется на ежегодной основе. Изменения в законодательстве в 1998 г. связаны со снижением количественных и тарифных ограничений на импорт, введением еще более льготных пошлин в размере 10% (ранее 15%) на импорт основных средств производства, а также упрощена процедура экспорта и других мер.
Вопросами таможенного законодательства в стране занимается соответствующий департамент минфина. Таможенное законодательство регулируется Законом о таможне от 1962 г. и Законом о таможенном тарифе от 1975 г. Эти законы регулируют процедуру взимания таможенных пошлин. Сам таможенный тариф принимается на ежегодной бюджетной сессии парламента. Таможенные пошлины составляют около 30% от общих налоговых поступлений.
Индийское таможенное законодательство корреспондируется с правилами ВТО. Импортные таможенные пошлины устанавливаются со стоимости товара на базе СИФ. Импортеру необходимо представить таможенным властям: таможенную декларацию, счет продавца, грузовой сертификат, страховой сертификат. Все партии товаров подлежат предварительной таможенной очистке. Инспекция может не производиться у фирм с хорошей репутацией.
Cужен список импортируемых товаров, подлежащих лицензированию. Однако в экспортно-импортной политике сохранились списки товаров, импорт которых по тем или иным причинам запрещен или ограничен. В результате либерализации импортного режима местная промышленность получила льготный доступ к сырью, полуфабрикатам, компонентам и оборудованию зарубежного производства, а с другой стороны стала более чувствительна к конкуренции со стороны мирового рынка. Уменьшение протекционистской защиты местного рынка должно привести к повышению конкурентоспособности индийской продукции и прежде всего экспортной. Продолжен курс на предоставление льгот экспортерам-производителя>м, предприятиям со 100-процентной ориентацией на экспорт и предприятиям в экспортно-производственных зонах.
Разрешен экспорт товаров на консигнационные склады в зарубежных странах.
Местным экспортерам разрешено иметь свои валютные счета и переводить на них до 25% валютных поступлений от экспортных контрактов. Предприятиям со 100-процентной экспортной ориентацией, расположенным в экспортно-производственны>х зонах, разрешается переводить на указанные счета до 50% средств, полученных от объема экспортных валютных поступлений.
Большинство местных экспортеров объединено в торговые ассоциации по товарному признаку. Последние в свою очередь объединены в Федерацию индийских экспортных организаций. Подобная организационная структура в условиях децентрализации внешнеэкономической деятельности позволяет мелким и средним экспортерам, объединенным в ассоциации, координировать ценовую политику, избегать расходов на маркетинг и рекламу, подготовку экономических обзоров по отдельным товарным и страновым рынкам и т.д.
Для получения экспортных субсидий и льгот экспортеры должны быть зарегистрированы в установленном порядке. Регистрация оформляется выдачей специального сертификата, который служит документом для предоставления льгот при экспорте.
В экспортно-импортной политике сохранился список товаров, экспорт которых по различным причинам запрещен или ограничен, а также список канализированных товаров, разрешенных для экспорта из Индии лишь специализированным организациям.
Продолжается процесс упрощения процедуры оформления внешнеторговых сделок для сокращения числа требуемых документов как для экспортеров, так и для импортеров.
Индийское правительство ведет политику активного привлечения капитала из-за рубежа преимущественно в форме прямых инвестиций и наметило цель – довести ежегодный их приток до 10 млрд.долл. С этой целью внесены некоторые изменения в механизм одобрения прямых иностранных инвестиций. Учрежден новый орган с рекомендательными функциями – Совет по содействию иностранным инвестициям, в который вошли президенты ТПП и Конфедерация индийских промышленников. При этом управление содействия иностранным инвестициям подчинено минпрому. Доля иностранного партнера в уставном капитале СП может составлять 51%, хотя эта доля при определенных условиях может и повышаться.
В поисках путей привлечения иноинвесторов министерство промышленности предлагает разработать целевые инвестиционные проекты в некоторых секторах экономики для выбранных западных инвесторов.
Ежегодный реальный приток прямых иностранных инвестиций в экономику страны составляет лишь 20% от общего объема одобренных предложений. Сдерживающим фактором роста прямых иностранных инвестиций является слабая инфраструктура, налоговое бремя и еще недостаточно развитая законодательная база, бюрократичность органов управления и некоторые другие факторы.
Законодательство предусматривает налогообложение иностранных компаний, работающих в Индии: корпоративный налог для местных компаний доходит до 40%, а для инокомпаний (включая СП) достигает 55%; подоходный налог на зарплату иностранных специалистов. Все компании должны платить налоги в размере 1% с совокупной стоимости имущества (за вычетом долговых обязательства).
Регулирование ВЭД. Во всех экспортных контрактах должны быть предусмотрены платежи только в СКВ. По экспортным контрактам не существует никаких ограничений на предоплату индийского экспорта. Разрешается отсрочка платежа продолжительностью в 180 дней (считая с даты отгрузки) за экспортированные в любую страну мира индийские товары.
Что касается импортных контрактов, то по требованию иностранного поставщика фирма имеет право осуществлять предоплату в размере 15% импортной стоимости оборудования без получения предварительного разрешения от Резервного банка Индии (РБИ). В случае, когда сумма предоплаты превышает 5 тыс.долл. ее осуществление возможно только после получения банковской гарантии первоклассного международного банка на полную сумму перевода.
Индийское правительство выплачивает местным экспортерам выручку от экспортных поступлений в индийских рупиях. Есть еще элементы дискриминации рупийной торговли, сохраняющейся с российским организациями. Так, при экспорте товаров из Индии с платежами в СКВ норма добавленной стоимости составляет 33%, в то время как при экспорте за индийские рупии она составляет от 75 до 100% на товары, содержащие до 50% иностранных компонентов. Товары, поставляемые по рупийной торговле в Россию, не подлежат экспорту в третьи страны.
Сохраняется достаточно широкий арсенал протекционистских мер по защите внутреннего рынка с целью защиты местных мелких и средних товаропроизводителей. Для инокомпаний существует фиксированная норма налогообложения дивидендов с роялти соответственно 20 и 30%, причем в мировой практике эти нормы налогообложения составляют лишь 10 и 15%. Правительство проводит жесткую политику по защите интересов местных производителей и рынка от экспансии импортных товаров, поставляемых по якобы «демпинговым ценам».
Отменены количественные ограничения на импорт широкой гаммы товаров, включая потребительские. 542 позиции из списка ограниченных к импорту товаров переведены в разряд Специальной импортной лицензии (СИЛ) и Открытой генеральной лицензии (ОГЛ). 70% изъятых из ограничительного списка позиций составляют потребительские товары. В ограничительном списке осталось еще 3000 позиций. Планируется, в соответствии с требованиями ВТО, полностью отказаться от ограничительного списка к 2002 г.
В новый ограничительный список внесено 5 позиций, ввоз которых в страну ограничен исходя из соображений безопасности, защиты населения, охраны окружающей среды: лом электрических батарей, приборы ночного видения пассивного типа, щелочные металлы, системы охранной и пожарной сигнализации.
В апреле 1998 г. были внесены следующие изменения и дополнения.
– В новой редакции Duty Entitlement Pass Books Scheme (DEPB) (по этой схеме, экспортер может требовать предоставления кредита в размере определенного процента от стоимости ФОБ валютного экспорта, а кредит предоставляется против экспортируемой продукции и согласно официально устанавливаемой ставке), при исчислении процента принимается в расчет не только базовая таможенная ставка, но и специальные таможенные сборы.
– Пороговый лимит нулевых пошлин в рамках Схемы содействия экспорту средств производства на электронику, текстиль, кожу, драгкамни и ювелирные изделия, спорттовары, пищевые продукты снижен с 200 млн. рупий до 10 млн. рупий, на продукцию с/х сектора с 50 млн. рупий до 10 млн. рупий.
– Разрешено создание частных консигнационных складов для хранения импортных сырьевых товаров, включая занесенные в негативный список, и поставка их экспортерам с оплатой пошлин по специальной лицензии. Что поможет экспортерам, особенно мелким предприятиям, приобретать необходимые сырьевые материалы по конкурентоспособным ценам для производства экспортной продукции, т.к. самостоятельный импорт мелких партий сырья затруднителен и дорог.
– В целях создания постоянных запасов экспортных товаров (в т.ч. алмазов и других драгоценных камней) дано разрешение на открытие частных экспортных консигнационных складов. Данная мера позволит иностранным фирмам приобретать товары различных индийских фирм без потери времени на их производство и без оплаты пошлин, что соответственно должно оказать положительное влияние на ценовые и временные показатели индийского экспорта.
– Лицензии, ранее выдаваемые только центральными правительственными органами, теперь могут быть предоставлены региональными властями. К ним относятся лицензии на товары, входящие в негативные экспортные/импортные списки, авансовые лицензии. Региональные власти имеют право на продление периода действия экспортных обязательств и авансовой лицензии.
– В соответствии со схемой освобождения от пошлин авансовая лицензия выдается только реальному экспортеру при условии получения нормы добавленной стоимости не менее 33%. Она теперь будет выдаваться автоматически экспортным и торговым домам (звездным и суперзвездным). При этом увеличен лимит времени на право обращения для получения DEPB на послеэкспортной основе с 90 до 180 дней, а также срок предоставления отгрузочных документов для получения права DEPB с 10 до 25 дней (считая с даты отгрузки).
Разрешено также разовое обращение на продление авансовой лицензии в конце финансового года, экспортеру автоматически продлевается срок действия лицензии при оплате им соответствующих сборов.
– В рамках Схемы содействия экспорта основных средств производства (EPCG) экспортер может теперь ввезти беспошлинно основные средства производства с применением льготных или нулевых ставок таможенных пошлин в ответ на обязательство поставить на экспорт товары, изготовленные на этом импортном оборудовании, и на сумму, оговоренную в лицензии. В случае продолжения экспортером производства на ввезенном оборудовании ему разрешено в рамках льготного налогообложения выпустить продукцию на сумму не более 50% первоначального обязательства.
В целях поддержки производителей экспортной продукции разрешен беспошлинный ввоз различных приспособлений, литьевых форм, штампов на сумму, не превышающую 20% стоимостного объема лицензии на базе СИФ. Ранее подобное оборудование разрешалось ввозить на возвратных условиях и, в случае желания производителя оставить его у себя, необходимо было оплатить все пошлины и сборы. Теперь допускается опцион в размере 10% от контрактной стоимости, рассчитанной на базе СИФ. Экспортер может без обращения в генеральный директорат внешней торговли увеличить поставки на 10%.
– Разрешено создание Экспорто-ориентированных предприятий (EOU) и Экспортных производственных зон (EPZ) в области сельскохозяйственного и связанных с ним секторов экономики при условии получения чистой валютной выручки не менее 20%.
– Снижен пороговый критерий для получения статуса экспортного дома с 200 млн. рупий в течение 3 лет до 125 млн. рупий, статуса торговых домов – 625 млн. рупий, звездных домов – 3125 млн. рупий и суперзвездных домов – 9250 млн. рупий.
– В области экспорта электроники снижен пороговый уровень нулевого таможенного обложения в рамках схемы EPCG с 200 млн. рупий до 1 млн. рупий. В целях поощрения экспорта программного обеспечения специальные импортные лицензии автоматически выдаются фирмам, владеющим международными сертификатами качества ISO-9000 и ISO-14000, а также медфирмам, имеющим сертификат ВОЗ и GMP (хорошей производственной практики). Предприятиям в EOU/EPZ увеличен процент амортизации. Оборудование, проработавшее в течение 5 лет, считается амортизированным на 90%, а не на 70%, как было ранее. Таким образом, экспортерам предоставляется возможность быстрого обновления парка оборудования.
– Пересмотрены допустимые при ювелирном производстве нормы отходов и НДС, которые теперь рассчитываются на основе анализа цен на исходную и конечную продукцию. Как считается, упрощение этих процедур должно придать стимул развитию экспорта ювелирных изделий.
Действие так называемой Replenichment Licence Scheme (схема, позволяет экспортным фирмам импортировать сырье для производства в объеме, необходимом для пополнения истраченных запасов), успешно используемой ранее при импорте золота, теперь распространено на импорт серебра и платины, применяемых при производстве ювелирных изделий. Эта мера также будет способствовать росту экспорта ювелирных изделий.
Помимо экспорта готовых ювелирных изделий, разрешен экспорт заготовок для производства украшений. Экспортеры получили право временного экспорта ювелирных изделий до 180 дней для участия в зарубежных выставках.
– Разрешен свободный экспорт для потребительских целей маслосемян, в т.ч. земляных орехов, подсолнечника, горчицы и т.д., а также растительных масел: кокосового, пальмового, подсолнечного, горчичного, соевого и т.д. Отменен запрет на экспорт расфасованных пищевых масел в упаковках до 5 кг.
– Экспортеры фармпродукции имеют теперь право направлять бесплатные образцы (не для коммерческих целей), но в объеме, не превышающем 1% от объема экспорта данного фармацевтического товара в предшествующем лицензионном году. Ранее был установлен лимит в размере 2 тыс.долл.
Положения, касающиеся регулирования торговли за рупии, которая занимает 90% в российском импорте и около 50% в общем объеме товарооборота, имеют для России особое значение.
Право на получение кредита (в размере определенного процента от ФОБ-стоимости экспорта) в рамках схемы DEPS (Duty Entitlement Passbook Scheme) предусматривается только для экспортеров, осуществляющих экспорт за СКВ. Привилегии для экспортеров, импортирующих товары, необходимые для производства экспортной продукции в рамках специальной импортной лицензии (SIL), предоставляются только при условии оплаты ими таможенных пошлин в СКВ. Остался без изменения высокий уровень НДС (75-100%) на экспортные товары, содержащие импортные компоненты при торговле за рупии.
Продолжают сохраняться технические барьеры, а именно классифицирование России как страны с повышенной степенью риска, что означает значительное снижение степени страхового покрытия и снижение интереса экспортеров к торговле с Россией, и фактическое невыполнение договоренности о признании 10 российских банков, гарантии которых будут приниматься индийскими банками (в ходе переговоров по подписанию контракта на поставку оборудования для ГЭК «Тери» Госбанк Индии не принял прямой гарантии «Инкомба
Категория: Новости | Просмотров: 380 | Добавил: muchand | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Поиск
Календарь
«  Март 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz