Четверг, 28.03.2024
Мой сайт
Меню сайта
Категории раздела
Новости [431]
Мини-чат
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 4
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » 2010 » Июль » 16 » Летопись Свято-Троицкого Зеленецкого мужского монастыря
00:54
Летопись Свято-Троицкого Зеленецкого мужского монастыря
Северные области России опустошались шведами.Летопись Свято-Троицкого Зеленецкого мужского монастыря

Издавна к северо-западу от Великого Новгорода простиралась бескрайняя болотистая равнина. Унылое однообразие топей и мхов чередовалось с буреломом, чахлым лесом.
Здесь, среди бескрайних болот, затерялся небольшой лесистый островок суши, по-иному «зеленец». Именно это место и было указано свыше преподобному Мартирию для уединенной молитвы и основания монастыря. Только в каком году преподобный поселился здесь, осталось неизвестно.

1564 г.
В писцовой книге Обонежской пятины Великого Новгорода за 1564 г. Монастырь еще не упоминается. Но, согласно преданиям, отшельник Мартирий уже жил на Зеленом острове.

1570 г.
По приказу царя Ивана Грозного казнен богатый благотворитель Зеленецкого монастыря новгородский купец Феодор Сырков. К 1570 году Сырков построил на Зеленом острове Благовещенскую церковь. (Первая же Троицкая церковь была построена самим преподобным Мартирием). На основании этого считается, что в 1570 году монастырь уже существовал, а значит, Зеленецкая обитель основана в 1565-1570 гг.

1583 г.
Впервые монастырь упоминается в писцовой книге Обонежской пятины Великого Новгорода за 1583 г. Фиксируется его завершающий этап строительства. В документе Андрей Плещеев и подъячий Семейка Кузьмин сообщают: "... в монастыре церковь Троицы Живоначальной, другая церковь Благовещения Пресвятой Богородицы с Трапезою, обе деревянные. В монастыре игумен Мартирий да двенадцать старцев. А около монастыря ограда деревянная, да за монастырем двор коровницкий да двор конюшенный. Пашни у монастыря нет".

1595 г.
После вокрешения преподобным Мартирием умершего открока Иоанна, сына царя Симеона Бекбулатовича, монастырь приобретает еще одного щедрого благотворителя. Царь Симеон построил в Зеленецкой обители первую каменную церковь, освященную во имя Богородицы Одигитрии Тихвинской, и церковь Святого Иоанна Златоустого.

1/14 марта 1603 года.
Кончина преподобного Мартирия Зеленецкого.

1612-1613 гг.
Смутное время русской истории. Северные области России опустошались шведами. Когда братию известили, что через болота к обители пробирается отряд Якоба Делагарди, монахи спрятали церковную утварь и скрылись в лесах.

1620 г.
Сожженный шведами монастрыь еще восстанавливается. В писцовой книге за 1620 г. сообщалось, что "... Троицкий храм и каменная церковь Одигитрии стоят без пения, церковь Благовещения и града сожжены. В семи кельях живут старцы: священник Устин, келарь старец Порфирий, казначей старец Сильвестр, старец Илья и старец Пофнутий. Пять же келий стоят пустыми. За монастырем располагаются конюшни, при конюшнях живут служки - одиннадцать человек. Старцы и слуги питаются своими трудами". Игумена в то время в монастыре вообще не было. Как видно из документа, управлял монастырем казначей - старец Сильвестр.

1624 г.
Старец Сильвестр с братией пожалованы царской грамотой, по которой за монастырем закреплялись не только земельные владения, но и крестьяне. Жители монастырской вотчины освобождались от податей, от суда воевод и дьяков - суд над ними предоставлялся монастырским старцам.

1625 г.
Игуменство в Зеленецком монастыре дано Закхею. Старец Сильвестр с 1628 г. состоит строителем обители. По примеру прежних зеленецких настоятелей, игумен Закхей ходатайствует у царя Алексея Михайловича о подтверждении земельных владений и о пожаловании новых.

1650 г.
Что сделали для благоукрашения обители черный поп Иосиф и строитель Арсений - летописи умалчивают.

1674-1695 годы.
Новгородскую епархию возглавляет митрополит Корнилий. Его заботами и неустанным попечением Зеленецкий монастырь поистине расцветает и полностью перестраивается в камне.
Сбылосьпредвидение преподобного Мартирия, предсказавшего перед смертью расцвет своей обители: "Если окажется милость Господня на мне, недостойном, тогда все благое и спасительное в этой болотной уединенной обители предивно умножится".
Инок Корнилий (в миру - Козьма) происходил из поместных московских бояр, но неизвестно, когда и откуда пришел в монастырь. В то время в обители еще были живы современники преподобного Мартирия. Корнилию приглянулась окружающая монастырь природа, он возлюбил старцев; видя нужды обители, молил Бога о ниспослании помощи Зеленецкому монастырю, давал обет Господу отдать все силы для процветания Святой обители.
В 1666 г. инок Корнилий удостоен священства и поставлен архимандритом Тихвинского монастыря. В 1668 г. архимандрит Корнилий возвращается в Зеленецкий монатырь, принимая на себя управление обителью. В 1673 г. он хиротонисан в митрополита Казанского. А с 1674 года владыка Корнилий переведен на Новгородскую кафедру. С этого времени он получает возможность осуществить свое давнее желание - прославить скромную пустынную обитель преподобного Мартирия, к личности которого он всегда питал особое благоговение и любовь.
В монастыре по указанию Корнилия последовательно, из года в год ведется большое каменное строительство - возведен великолепный каменный пятиглавый Троицкий собор, каменная Благовещенская церковь с трапезной, трехъярусная колокольня, стены вокруг монастыря с надвратной церковью во имя Иоанна Богослова, келейные корпуса. Обветшавшая каменная церковь Богородицы Одигитрии была разобрана, ее престол перенесен в староладожский Никольский монастырь. Таким образом, в монастыре больше не осталось строений времен самого Мартирия.
Преосвященный Корнилий организовал строительство дорог. Одна 12-ти километровая дорого выходила на большой Тихвинский тракт, другая 30-ти километровая пролегала до реки Волхов, откуда водным или сухим путем можно было добраться до Новгорода.
Стараниями митрополита в монастырское владение отошли восемь деревень, в которых проживало около семисот крестьян, с пашней, покосами, лесными угодьями и рыбными ловлями. Кроме того, преосвященный Корнилий приписал к Зеленецкой обители четыре небольших монастыря с их деревнями и угодьями - староладожские Ивановский, Васильевский, Гостинопольский и Новогородский Спасо-Нередицкий. Преосвященный пожертвовал в монастырь богатую церковную утварь и богослужебные книги. На монастырской колокольне имелось пятнадцать колоколов, самый большой весил двести пудов. Над местом погребения Мартирия, которое после строительства Троицкого собора находилось в подцерковье этого храма под спудом, святитель поставил каменную гробницу.
Монастырские летописи рассказывают такой эпизод из жизни митрополита: в неурожайные годы обитель снабжала нуждающихся крестьян хлебом и фуражом для скота. Однажды владыка приказал казначею обители принести ему долговые расписки и обязательства. Взяв в руки бумаги, преосвященный Корнилий сказал: "Бога мы просим: "Остави нам долги наша, якоже и мы оставляем... " Бог их простил, и я их прощаю". Произнеся эти слова, он бросил все бумаги в топившуюся печь, а эконому строго запретил требовать долги у нуждающихся.

3 марта 1695 г.
Преосвященный Корнилий оставил управление Новгородской митрополией, пробыв во главе епархии 20 лет и 7 месяцев. Официальные исторические источники сообщали, что изможденный болезнями и старостью святитель удалился на покой в Зеленецкую пустынь. В совершенном безмолвии и богомыслии прожил свои последние три года. Предвидя наступление кончины, он собрал братию и поучал их любви и кротости. Строго наставлял "хранить неприкосновенно чистоту телесную, оберегать глаза от зависти, руки от лихоимания, а язык от оклеветания и многоглаголания". Последними же его словами были: "Мир и благословение Господне на вас". После чего угодник Божий причастился Святых Христовых Тайн и мирно отошел к вечному покою 5 марта 1698 года. Тело его предали земле рядом с гробницей преподобного Мартирия.
В середине XIX века иеромонах Антоний (в миру Алексей Поликарпович Бочков) пишет поэму "Зеленецкий лес", где в стихотворной форме излагает старинное устное предание о кончине Новгородского митрополита Корнилия. Поэта раскрывает тайну ухода владыки с кафедры. Причиной ухода "на покой", оказывается, явилась не старость и не плохое здоровье, а царская опала: после Стелецкого бунта Москва была охвачена репрессиями и казнями. Тогда одно слово или несогласие могли навлечь казнь или пытку. Будучи оклеветанным, Корнилий попадает под подозрение. Пока ведется следствие, митрополита отправляют в Зеленецкий монастырь "под домашний арест". Наконец Преосвященный признан виновными, и из столицы в Зеленец скачет комиссар, которому поручено лишить владыку священного сана.
Приехав же в обитель, царский посланник узнает, что митрополит Корнилий скончался. И комиссару приходится зачитать приговор над усопшим; затем надлежало снять с первосвятителя клобук... но комиссар не смог приблизиться к бездыханному телу. С ужасом увидел посланец, как из мертвых глаз скатилась слеза и легкий румянец покрыл щеки почившего старца. Не посмев свершить поругания над мощами угодника Божия, комиссар возвратился в столицу. А в этом премя Вседержитель открыл царю Петру, что Новгородский святитель невиновен! И уже другой посланец везет в Зеленец новый царский указ об отмене приговора. Тело же митрополита все это время лежит непогребенным. Поэма кончается словами:
Господь угодника нетленьем
Прославить тело восхотел.
Открыли гроб и покрывало -
Оно, как спящее, лежало.
Странно, но в архивных документах назваются различные даты кончины митрополита Корнилия. Одни называют день успения - 5 марта, другие - 26 февраля 1698 года. (Е. В. Крушельницкая "Мартирий Зеленецкий и основанный им Троицкий монастырь", стр. 127, Изд. "Алетейя", Спб. 1998 г.). Загадочно и то, почему митрополит Новгородский Иов отпел и предал земле тело преосвященного Корнилия только 25 (!) марта. Значит, со дня кончины до погребения прошел почти месяц.
Более двухсот лет Зеленецкий монастырь бережно хранил личные вещи митрополита: посох, мантию, клобук, четки, складень. Сохранялось и духовное завещание, где преосвященный Корнилий, обращаясь к своим будущим преемникам по Новгородской кафедре, молитвенно просит сохранить "без всякого умаления твердо и неподвижимо" Зеленецкую обитель, со всеми землями и деревнями.
Но преемники не исполнили завещания, не уважили слезного моления великого старца. После похорон преосвященного Корнилия и посещения монастырая Новгородским архиепископом Феодосием из монастыря были забраны: 350 икон с венцами и окладами, серебряные позолоченные сосуды, водосвятная чаша, несколько Библий и 30 ценнейших книг, три самых лучших колокола, один из которых весил 200 пудов. У монастыря была отобрана большая часть земельных владений, а вскоре обитель приписали к новгородскаму архиерейскому дому, обязав платить оброк. С этого времени монастырь уже не являлся полноправным собственником. Ему разрешено было держать только 10 работников. Хозяйство приходило в упадок, оно страдало от частых пожаров, которые буквально опустошили обитель в 1710, 1715, 1727 и 1730 годах.

3 февраля 1747 года.
Зеленецкую обитель удостоила своим посещением императрица Елизавета Петровна. Это событие положило начало прославлению преподобного Мартирия. Стояла прекрасная зимняя погода. Дорога была расчищена от снега. Монастырь ждал приезда государыни. Вблизи монастыря на столах, украшенных пеленами, стояли три ржаных хлеба: один в пуд весом, с врезанной солонкой и два в 30 фунтов каждый. Духовенство было в церковных облачениях, в богатых ризах, присланных из Новгорода. Иеромонах Симон встречал государыню с крестом на блюде. Зеленецкий иеромонах Иосиф - с образом Святой Троицы. Белый священник Иов Иоаннович - с освященной водой на блюде и с кропилом. Иеродиакон Сергий, бывший тогда казначеем и управляющим в монастыре, - с серебряным кадилом. Монахи с крестами - клиросный Иннокентий, ведающий житницами Маркел, трапезный Филарет, ведающий селами Иосиф, конюшенный Тарасий. Все они были в мантиях. Пономарь Иоанн Иванов в стихаре с зажженной большой свечой. Крестьянин Иван Кононов - с фонарем. И еще тут же стояли десять выборных хороших людей.
Как только экипаж Ее Величества подъехал, все иеромонахи подошли к дорожной коляске. Дверца отворилась, и императрица, приложившись к кресту и образу, окропившись святой водой, повелела принять все три хлеба. Потом экипаж, сопровождаемый торжественным шествием, медленно двинулся к монастырю. От солнечных лучей искрился снег, звенели колокола, разносилось дружное молитвенное пение. У монастырских ворот государыня изволила выйти из дорожной коляски и идти пешком по монастырю прямо к гробнице преподобного Мартирия. Трижды благоговейно поклонившись у надгоробия чудотворца, приложившись к образу, она спросила: "Какие службы служат преподобному?" Иеромонах Симон отвелил: "Служим панихиды, поскольку мощи не освидетельствованы". Еслизавета Петровна сказала на это: "Какое вам надобно еще свидетельство, если он, когда еще жив был, царевича мертвого воскресил и многие чудеса творил? Служите ему службу и молебны по Общей Минее, а панихиды по нему служить оставьте". Потом Ее Величество расспрашивала, какого святого другая гробница. На то ей ответили: "Преосвященного Корнилия, митрополита Новгородского, который в этой обители построил на свое иждивение каменные здания, церковь эту и кельи братские, колокольню и ограду". Направляясь со свитой в соборную церковь Святой Троицы, государыня, разговаривая с генералом Разумовским, хвалила Зеленецкую обитель, называя ее "лучше Тихвинской". Будучи в соборе, Елизавета Петровна с благоговейным поклоном приложилась ко всем иконам; отметив иконостас, промолвила: "Лучше резного". Выйдя из соборной церкви, государыня изволила осмотреть все монастырские здания и похвалила их: "Добротное строение и богоугодное, богатою рукой строено...". После этого она направилась к экипажу и, выйдя из монастыря и прощаясь, объявила всем свое совершенное удовольствие. Но едва экипаж отъехал от ворот, как лошади замялись и совем стали у часовни, где помещалась икона преподобного Мартирия. Подумав, госудрыня послала в монастырь с нарочным сто рублей, повелев служить молебен за ее здравие. Как только братия начала пение, лошади спокойно пошли. Но теперь уже у креста, который знаменовал место самого первого пришествия преподобного Мартирия на Зеленый остров, кони остановились снова. Все усилия собравшегося народа и многочисленной свиты были безуспешны. Елизавета Петровна, прося молитв, послала в монастырь двух нарочных, одного за другим, с объявлением, что жалует еще тысячу рублей. После этого лошади тронулись, и дальнейшее путешествие благополучно завершилось. Обещанная тысяча рублей была прислана в монастырь через два дня с новоладожским воеводой Чеблуковым.

20 июня 1747 года.
Страшный пожар уничтожил в обители решительно все, оставив лишь голый кирпич и камень. Все крыши на церквах и клельях, ограды, полы, крыльца, двери, оконные рамы, ставни и затворы были уничтожены. Пожар превратил в пепел скотный двор, ригу и гумно. Все пожалованные государыней Елизаветой Петровной деньги были израсходованы на восстановление монастыря.

21 февраля 1748 года.
Архиепископ Новгородский Стефан, проезжая из Тихвина, изволил посетить Зеленецкую обитель. Встреченный с колокольным звоном и церемонией за монастырем у Южных ворот, он шествовал прямо к чудотворным мощам преподобного Мартирия, а потом в собор. Переночевав в обители, Его Преосвященство изволил осмотреть все погоревшие монастырские строения и пожертвовал из своей казны на ремонт обители 200 рублей. А в скором времени и тихвинские жители прислали 30 рублей на восстановление сгоревших строений. На эти деньги монастырское хозяйство было поправлено.

1764 год.
По Высочайшему указу Ее императорского Величества государыни Екатерины Алексеевны, от 20 февраля 1764 года, все архиерейские дома, монастыри и церкви лишались владения крестьянами и всеми угодьями. Все монастыри делились на три класса. Взамен конфискованных земельных угодий особая Государственная комиссия назначала денежное жалование. Жалование должно было соответствовать тому классу, который определила комиссия. Этим указом было изменено веками утвержденное состояние отечественных монастырей.
Зеленецкий монастырь был отнесен к 3-му классу, ему не назначалось жалование, он был оставлен "за штатом на собственном содержании", "на пропитание" ему были оставлены лишь небольшие клочки пашен и покосов вблизи монастырских стен. Оставленные обители рыбные ловли и пустоши вскоре были захвачены разными владельцами. Лишенная крестьян, средств и пособий обитель теперь не могла ни отстоять своего имущества, ни сохранить своего благополучия.

5 июля 1765 года.
Летом 1765 года, когда малочисленная братия работала на полях, игумен ловил рыбу на Ладожском озере, остальные иноки были заняты на скотном дворе за стенами обители - стряслась еще одна беда. 23 раскольника, вооруженных топорами, ножами и вилами, внезапно ворвались в монастырь. (Раскольниками или старообрядцами называли в то время людей, которые не приняли новшеств, введенных собором 1666 года. Выражая протест против реформ патриарха Никона, раскольники участвовали в бунтах, объявляя царя антихристом, за что подвергались гонениям. Одной из форм протеста протеста староверы избрали самосожжение, считая его мучением за истинную веру.)
Ворвавшись в обитель, раскольники выгнали из нее всех, кого там нашли, заперли ворота и завалили вход бревнами. Разместившись в трехэтажном корпусе, они наносили туда соломы, дров и всякого горючего материала, посыпали все порохом и объвили, что никому не сдадутся живыми. Извещенный о случившемся игумен заявил властям и доложил начальству. Вскоре в Зеленец прибыла рота гренадеров. Две недели солдаты простояли около монастырских стен, штурмовать было нельзя, был дан приказ - действовать мерами кротости, но трудно было вести переговоры с людьми, решившими предать себя огню.
Наконец, по оплошности одного раскольника, который забыл запереть ворота, гренадерам удалось проникнуть в монастырь. Запершись в трехэтажном корпусе, равнодушно слушали раскольники через окна все увещевания , с которыми к ним обращались. Зачитывался указ, привезенный из Петербурга, власти обещали всем полное прощение, просили бунтовщиков вернуться домой, дозволяли раскольникам идти, куда только те пожелают. Из Новой Ладоги привезли старообрядцев, которые являлись противниками самосожжения, и эти люди пытались вразумить единоверцев, отговаривали их от самоубийства. К раскольникам обращались офицеры. Но все увещевания были напрасны.
4-го июля, в 8 часов, раскольники подожгли себя. Увидев высокое пламя, сбежался народ. Более пятисот крестьян со всей округи тушили огонь, при этом из окрестных колодцев и рвов была досуха вычерпана вода. Один гренадер, подставив лестницу к зданию с северной стороны, вырвал решетку окна и выхватил из пламени двух женщин. Остальные 20 человек погибли в огне. Затушив пожар, обгоревшие тела солдаты отвезли на дровнях в лес, за четверть версты к востоку от монастыря. Здесь капитан приказал вырыть яму, тела несчастных крючьями покидали в могилу, засыпали землей и завалили бревнами.
Зачинщик этого безумного мятежа, Иван Еремеев, остался жив. Запалив чудовищный костер, этот крестьянин спустился в отхожее место и, плавая в нечистотах, спасся от огня. Его же мать, сестра и жена погибли в пламени мучительной смертью. После пожара Иван Еремеев был обнаружен солдатами, его вытащили, отмыли, заковали в цепи и отправили в Петербург. Вскоре его привезли из столицы и возле сгоревших келий при большом стечении народа высекли кошками. После наказания злодея отдали в солдаты, но, прослужив полгода извозчиком в Суздальском полку, Еремеев сбежал.
Целый месяц раскольники бесчинствовали во святой обители:они надругались над святыми иконами, соскоблив с них изображение православного перстосложения, изломали драгоценные кресты со Святыми мощами, повредили гробницы преподобного Мартирия и преосвященного Корнилия, разгромили ризницу, разорвали книги, вырезав листы из переплетов. Раскольники сожгли вместе с собой ценнейшие монастырские иконы, хлебные запасы, погубили уникальные записи о житии преподобного Мартирия и его обители, записки преосвященного Корнилия. Монастырь лишился ста сорока трех хранившихся в ризнице ценнейших рукописных книг.
Раскольничий погром привел обитель в такое бедственное состояние, что митрополит Дмитрий ходатайствовал об оказании Зеленецкому монастырю помощи в сумме 2000 рублей.

1772 год.
Преосвященный митрополит Гавриил в докладе Ее Величеству сообщал, что в его епархии много душевнобольных,и, по мненю Пресовященного, для содержания умалишенных самым походящим местом мог бы стать Зеленецкий монастырь: он находится далеко от столицы, кельи прочные, ограда каменная и высокая... Согласно с докладом митрополита, в 1772 году Зеленецкий монастырь был приписан к Петербургской епархии. Назначено было помещать туда безумных, а также провинившихся клириков и монахов для церковного покаяния. С этого времени настоятелями в монастыре были не игумены, и архимандриты.

24 августа 1772 года.
Во время Божественной литургии в церковь с шумом и ревом ворвались десять разбойников, они были в шапках, с дубьем, ружьями, вилами и ножами. Одни разбойники кинулись прямо в Царские врата, другие принялись избивать и связывать стоявших в храме монахов. Связанных иноков заперли на кухне, а служившего иеромонаха Никифора вывели из Царских врат, сорвали с него священную ризу; втащив его в настоятельские кельи, выпытали у него 450 рублей казенных и собственных денег. Потом отправились в поварню, где кололи, жгли монахов, отняв у них под выткой еще 40 рублей. Наконец, забрали из келий и кладовых одежду, посуду, продуктовые запасы... Злодеи искали по свему монастырю казначея, но не нашли. Казначей же, спрятавшись в бане за очагом, молился преподобному Мартирию. После ухода грабителей из монастыря божественная литургия была дослужена с того места, на котором ее прервали, после чего казначей немедля отправился в Петербург с донесением.
Вскоре на поиски злодеев была послана команда из 25 человек, во главе с майором. В том же году все десять разбойкиков были пойманы, их привезли в деревню Усадище, где, допрашивая, жестоко били. Потом майор приказал заковать разбойников в железо, набить колодки и с понятыми отослал в суд, в новгородскую губернскую канцелярию.

Бесчинства 1789-1798 гг.
В 1789 году иеромонах Сергий, приказав снести некоторые каменные строения в обители, распорядился устроить конюшни в самом монастыре, под кельями. А в Зеленецкой обители всегда помнили и хранили заветы преподобного Мартирия. По преданию, в монастыре на глазах Преподобного лошадью задавило инока. Старец долго скорбел и плакал, потом издал указ, в котором запретил въезжать на лошадях в стены обители. Указ этот столетьями неукоснительно соблюдался. Даже Самодержица Всероссийская, императрица Елизавета Петровна, изволила войти в монастырские ворота пешком. Все митрополиты, архиепископы, архимандриты, игумены, генералы, князья, высокородные и благородные чины, приезжая в монастырь к преподобному, всегда шли пешком по монастырю на поклонение.
Как говорит летописец: "Когда лошадей перевели со скотного двора в святую обитель, лошадям и живущим в кельях тех душно было и нездорово. По монастырю дух происходил нехороший. А под церковью, где прежде находилась хлебная, сломали печь и ставили приезжих лошадей, повозки, сани, дровни и телеги". "И вошло в Зеленецкую пустыню безверие и безчинство: подъячий Никита Михайлов Калязин завел правило въезжать в Святые ворота. А казначей иеромонах Сергий попустил и большее. По монастырю ездили в повозках зимой и летом. Через Святые ворота подъезжали прямо к церковному крыльцу, к настоятельским кельям, к окну Преподобного. Ездили верхом в шапках и шляпах, через весь монастырь..."
Летом 1798 года в Зеленецкий монастырь прибыл казначей иеромонах Аифилохий, который, усмотрев бесчинство и самовольство, сторого запретил ездить на лошадях по монастырю и "учинил в обители великое благолепие".

Обновление монастыря 1815-1834 гг.
С 1815 по 1834 год в монастыре проводится ремонт обветшавших зданий и работы по благоустройству территории. Был выстроен новый настоятельский корпус над бывшими Святыми воротами, тогда же на колокольне первоначальный шатер с главкой заменили куполом со шпилем. В монастырской ограде соорудили угловые башни. Во многих местах обвалившаяся монастырская стена была исправлена. В 1815 г. соорудили контрфорсы, т.к. подпорки для поддержки зданий. В Благовещенской церкви установили новый иконотас. В Троицком соборе растесали окна, на паперти и под ризницей сделали своды. Отстроили флигеля для штатных служителей. Пустовавший каменный флигель переделали в гостиницу для паломников. За 8500 рублей приобрели колокол в 294 пуда и еще несколько колоколов "зазвонных".
Неусыпные труды и попечения о вверенной ему обители архимандрита Кирилла были отмечены правящим архиереем.

Ремонтные работы в монастыре 1901-1902 гг.
В 1901-1902 гг. произведен капитальный ремонт всех монастырских строений. Стоявший в запущении настоятельский корпус, в котором в течение 30 лет никто не жил, заново отделали как снаружи, так и внутри. Перекрыты новым железом крыши и главы на соборном храме и Благовещенской церкви, а также крыши на корпусах. Оштукатурены и окрашены церкви, корпуса, гостиница, горада. Сооружен кирпичный завод.
Благотворительницей, вдовой подполковника Анной Лазоревой, заказана и установлена чугунная плита на надгробие митрополита Корнилия, пожертвована серебряная позолоченная лампада к раке преподобного Мартирия, ей же установлена кружевная железная решетка в Троицком соборе. (Перед смертью благотворительница завещала Зеленецкому монастырю свой дом с земельным участком в г. Тихвине. Похоронена на монастырском кладбище).
Потомственные почетные граждане Емельяновы заказали и установили две серебряные с позолотой ризы, украшенные драгоценными камнями, на Тихвинскую икону Божией Матери и икону Святой Троицы в Троицком соборе Зеленецкого монастыря.

Начало XX века, расцвет обители.
В начале XX века Зеленецкий монастырь владел 19277 десятинами земли, имел 130 тысяч рублей капитала, получал ежегодно из казны 669 рублей 55 копеек. В 1908 году насельниками монастыря были: настоятель архимандрит Иероним (с 1902 г.) пять иеромонахов, два иеродьякона, пять монахов, три послушника, и двадцать четыре человека проживали в монастыре на богомолье.
Исторические описания Зеленецкого монастыря начала XX века обращали внимание паломников на следующие достопримечательности: установленную в 1853 году над гробом преподобного Мартирия серебряную раку, на сторонах которой были изображены сцены из его Жития. Две иконы у раки, по преданию, принадлежащие самому Мартирию. Мраморная гробница преосвященного Корнилия (установленная в 1912 году) и его личные вещи, хранившиеся в особом деревянном ковчеге. В иконостасе Троицкого собора находились две иконы XVII века с клеймами. В монастыре имелось пять старопечатных богослужебных книг в богатых окладах и две рукописные книги - Синодик и рукопись. содержавшая Летописец монастрыря и текст службы преподобному Мартирию. Все эти достопримечательности были утрачены после 1917 года.

Зеленецкий монастырь в годы советской власти.
История этого периода Свято-Троицкого Зеленецкого монастыря известна лишь в самых общих чертах. Неясно, когда он был окончательно закрыт.
В 1918 году большая часть монастырских земель была передана сельскохозяйственной коммуне "Восход", которая насчитывала 38 человек. Эта коммуна получила в собственность от монастыря 19 лошадей и 29 коров. Монастырские земли были распределены среди населения соседних деревень.
В 1922 году государство изымает церковные ценности "в помощь голодающим Поволжья". 28 апреля 1922 г. губфинотдел "принял" из Троицкого Зеленецкого монастыря: серебра 5 пудов 33 фунта 91 золотник (ок. 96 кг), золота 58 золотников 12 долей (ок. 248 г.), медной монеты 6 пудов 32 фунта (ок. 111 кг)...
В 1924 году настоятелем Зеленецкого монастыря был архимандрит Иосиф (Харин), в обители проживало шесть иеромонахов и один иеродьякон. Опись монастырских вещей уже не содержит раки над погребением преподобного Мартирия.
1930 год. Агробаза "Зеленец" ходатайствует о передаче ей для культурно-просветительски>х целей церкви и ризницы Зеленецкого монастыря. Дирекции Русского музея рекомендовано командировать своего сотрудника в Зеленецкий монастырь для осмотра, отбора и изъятия предметов, находящихся в монастыре.
В 1932 году коопсельхоз "Зеленец" просил передать ему здания двух церквей и отпускал средства для их переоборудования. В то время в трех монастырских церквах проводил службы всего один иеромонах. Было принято решение закрыть две церкви, а в пользовании верующих оставить одну (скорее всего, это была нижняя церковь под Троицким собором).
В 30-е годы, по воспоминаниям старожилов села Зеленец А.И. и И.А. Комлевых, здесь поочередно располагались: трудовая колония города Волхова, подсобное хозяйство Волховского Алюминиевого завода и Волховское профтехучилище для инвалидов. С 1941 года здесь разместился военный госпиталь. С 1945 по 1975 год здания монастыря занимал "Дом инвалидов общего типа" (с 1969 года - "Дом психохроников").
В 1975 году дом инвалидов из монастыря выехал, и 17 лет здесь царило безлюдье и запустение.

Воскрешение Обители - 1992 г.
Только в 1992 году сюда вновь после многолетнего перерыва вернулись иноки.
В конце XVIII века неизвестный монастырский писец так завершал описание истории Зеленецкого монастыря: "Но обитель святая, как лишь буря утолится, паки процветает и вся разоренная исправляет помощию Святыя Живоначальныя Троицы..."
Опять монастырь лежал в руинах, сквозь обломки кирпича пробивалась высокая трава, на слежавшихся горах мусора бурно произрастали лопухи. Но среди этих развалин вновь стала возноситься молитва. По мере сил обитель обживалась, благоустраивалась. Каменные строения, кажется, выдержали еще одно столетнее испытание.
Уничтоженные надгробия преподобного Мартирия и угодника Божия преосвященного Корнилия были возобновлены, правда, из досок, обтянутых тканью. Но вскоре монахи заметили, что во время осенне-весенних паводков грунтовые воды затопляют захоронения. И тогда осенью 1998 года, получив благословение митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира, в день памяти преподобного Мартирия (24 ноября), отслужив молебен, под пение величания преподобному, иноки сдвинули надгробную плиту, и игумен Пахомий с двумя иеромонахами переложили святые мощи в специально изготовленные ковчеги. Под пение тропарей и звон колоколов кочеги с мощами святого преподобного Мартирия и угодника Божия преосвященного Корнилия перенесли в Благовещенскую церковь, где они с тех пор и находятся.
В 2001 году, в праздник Воздвижения Честнаго Креста Господня, на месте первоначального водворения преподобного Мартирия на Зеленом острове (где находилась его первая пустынная келья), был установлен трехметровый поклонный крест.

В преддверии годовщины памяти преподобного (400-летие со дня кончины) - 1/14 марта 2003 года.
В 2003 году Свято-Троицкий Зеленецкий монастырь отметит 400-летие со дня преставления своего основателя - святого преподобного Мартирия Зеленецкого чудотворца. К этму времени планируется создание нового иконостаса в Благовещенской церкви, а также завершение строительства автомобильной дороги, по которой на тожества смогут приехать гости и паломники.
Десять лет назад над колокольней можно было увидеть лишь ржавые конструкции купола и лоскуты сгнившего железа. Сегодня силами братии монастыря возрождено шатровое завершение, с небольшой главкой - такое, какое было создано во времена преосвященного Корнилия.
По мере сил трудами монахов и паломников залечиваются раны, нанесенные монастырю временем: вставлены рамы, застеклены окна, налажено хозяйство, плодоносят сады, приносят урожай огороды... Слава Тебе, Господи!
Если же паломник увидит в монастыре разрушения, пусть вспомнит, что это следы нашей всеобщей, порой горькой истории. Это памятник тех бед, которые кротко и смиренно перенесла обитель. Это наш всеобщий крест, крест всего православного народа...

http://akafist.narod.ru/M>Martiry.htm
Категория: Новости | Просмотров: 829 | Добавил: muchand | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Поиск
Календарь
«  Июль 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz